Выполняется запрос

Подготовка менеджера будущего по Питеру Друкеру

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

«Если человек управляет, основываясь на определенных концепциях, моделях и принципах, если он применяет в своей работе определенную систему или метод, он вполне может заблаговременно подготовить себя к выполнению работы в будущем, поскольку концепциям и принципам, точно так же, как системе, методу и формулированию моделей, человека можно научить. Действительно, возможно, единственным способом освоить все это является систематическая учеба. По крайней мере, я никогда не слышал, чтобы кому-то удалось освоить эти базовые модели (а также алфавит и таблицу умножения) на собственном опыте.

На самом деле Менеджеру будущего понадобятся два вида подготовки, а не один. Чему-то человек может научиться еще до того, как он станет менеджером: он может освоить это в молодости или в своей предыдущей практической деятельности. Всему остальному человек может научиться лишь после того, как станет менеджером и поработает им какое-то время, — это, так сказать, “взрослое образование”.

Человеку вовсе не нужно быть менеджером, чтобы научиться писать и читать. Этому лучше всего учиться в молодости.

Можно утверждать (правда, с некоторым преувеличением), что из общих школьных предметов, которые проходят учащиеся в наши дни, самым полезным для будущего менеджера является литература, точнее — умение сочинять стихи и короткие рассказы. Сочиняя стихи и короткие рассказы, человек учится искусству самовыражения, учится правильно пользоваться словами, понимать их истинный смысл и, главное — учится грамотно и точно излагать свои мысли на бумаге. Можно также сказать: ни что другое так не помогает молодому человеку подготовиться к работе менеджера, как возрождение в школе замечательной практики устной защиты собственных “тезисов” — правда, такая практика должна стать частой, обычной, повседневной составляющей школьной учебы, а не каким-то эпизодическим, а то и вовсе одноразовым явлением в конце курса обучения.

В молодости человек вполне может освоить логику, ее аналитический и математический аппарат. Молодой человек может также получить базовые сведения о науке и научном методе, которые неминуемо понадобятся менеджеру будущего. Молодой человек может развить у себя способность замечать все, что его окружает, и воспринимать это через призму истории и политики. Он может также изучить основные принципы экономики и освоить аналитические инструменты экономиста.

Иными словами, чтобы подготовиться к работе менеджера, молодому человеку нужно получить общее образованиеЭто образование можно получить путем формального обучения. Или, как это не раз удавалось многим выдающимся личностям, — путем самообразования. Так или иначе, все эти знания в совокупности составляют то, без чего человек не может считать себя образованным.

Сказанное мною вовсе не означает, будто все, что требуется молодому человеку для подготовки к работе менеджером, несовместимо с обучением конкретному бизнесу или инженерной специальности. Напротив, нет причин, по которым необходимое такому человеку общее образование не могло бы стать неотъемлемой частью учебного плана любого экономического или технического учебного заведения (что, впрочем, и происходит на практике). Сказанное мною также не означает, что для менеджера будущего не имеют никакого значения конкретные инженерные предметы и предметы, связанные с определенным бизнесом. Наоборот, знание этих предметов позволяет человеку выполнять на достаточно высоком уровне определенные функциональные обязанности. И дело не только в том, чтобы каждый на предприятии умел справляться с теми или иными функциональными обязанностями (по крайней мере, на уровне хорошего рядового работника). Важно, чтобы каждый менеджер понимал проблемы технических специалистов и испытывал уважение к их труду и квалификации. С другой стороны, молодого человека, освоившего лишь функциональные обязанности и изучившего лишь предметы, связанные с определенным бизнесом, и технические дисциплины, нельзя считать готовым к работе менеджера. Он готов лишь к тому, чтобы осваивать эту работу “на ощупь”, интуитивно.

Не исключено, что требования, которые будущее предъявит менеджеру, заставят нас вернуться к тому, что мы когда-то имели и от чего затем слишком поспешно отказались, — к свободному образованию. Разумеется, это будет совсем не то (даже чисто внешне), что привыкли подразумевать под названием “либеральное образование” наши дедушки и бабушки. Но оно по-прежнему будет означать применение достаточно жесткого метода и реальных стандартов (особенно в том, что касается самодисциплины и этики) вместо отказа от метода и стандартов, которые во многом характеризуют современное так называемое “прогрессивное образование”. Либеральное образование по-прежнему будет делать значительный акцент на унификации, которая должна вновь прийти на смену нынешней фрагментарности (отрывочности) и бессистемности. И, подобно либеральному образованию прошлого, оно будет представлять собой подготовку к работе взрослого человека и гражданина, а не просто прививку так называемой “общей культуры”.

Однако, чтобы научиться ставить цели и достигать их, анализировать бизнес, которым занимается компания, гармонизировать кратко- и долгосрочные планы этого бизнеса, менеджеру потребуется немалый управленческий опыт и определенная зрелость. Не обладая подобным управленческим опытом (или, по крайней мере, обычным опытом зрелого человека), можно, наверное, научиться воспроизводить все это по памяти, но невозможно научиться применять это в различных жизненных ситуациях.

Управленческий опыт требуется менеджеру, чтобы научиться оценивать степень риска в тех или иных ситуациях и принимать решения о допустимости определенного риска. Управленческий опыт требуется менеджеру, чтобы научиться выносить те или иные суждения и принимать решения. Управленческий опыт требуется менеджеру, чтобы уметь воспринимать свой бизнес с точки зрения всего общества, оценивать воздействие внешней среды на этот бизнес и понимать, в чем заключается ответственность менеджмента перед обществом.

Будучи молодым человеком, невозможно понять все тонкости управления рядовыми работниками компании, другими менеджерами и работой в целом. Смешное и одновременно печальное зрелище представляют собой те молодые люди, которые, едва окончив курс “основ менеджмента” в какой-нибудь бизнес-школе, самонадеянно полагают, что они готовы к управлению коллективом людей. Именно от таких горе-менеджеров чаще всего следует ждать самой большой беды (и уж во всяком случае — ничего хорошего).

Специфике работы менеджера отвечают лишь те, кто уже располагает опытом постановки целей, организаторской работы, общения с людьми и их мотивации, оценки эффективности работы и развития подчиненных. В противном случае знания менеджера, — даже если он такими знаниями действительно располагает, — остаются формальными, абстрактными и безжизненными. Но для менеджера, который в состоянии облечь этот скелет знаний живой плотью своего жизненного и профессионального опыта, указанные понятия обретают реальный и воистину бесценный смысл. В опытных руках они станут тем инструментом, с помощью которого менеджер сможет организовать свою собственную работу, проанализировать свою собственную эффективность и улучшить свои собственные результаты. Для молодых людей, не обладающих опытом управленческой работы, такие инструменты — почти то же самое, что неправильные глаголы французского языка для какого-нибудь школьника из сельских районов штата Айдахо: единственное, что он может с этими глаголами сделать, — вызубрить. Вот так и “менеджер”, пришедший на работу со студенческой скамьи, может лишь, как попугай, твердить: “Шестнадцатью принципами управления являются...”. За такие знания можно, конечно, получить хорошую оценку на экзамене, но для практической работы их явно недостаточно. Однако опытный менеджер может пользоваться этими инструментами примерно так же, как зрелый французский поэт применяет свое знание неправильных глаголов: как одно из средств максимального использования всего богатства выразительных возможностей французского языка.

Итак, чтобы решить задачи менеджмента будущего, потребуется дать более совершенное образование людям, которые уже работают в сфере управления. Пока что мы сделали лишь первые шаги в этом направлении, свидетельством чему являются бесчисленные “усовершенствованные программы менеджмента”, появившиеся в нашей стране в течение последнего десятилетия. Можно с полной уверенностью утверждать, что в будущем главный акцент в управленческом образовании сместится на зрелых и опытных менеджеров. Только им будет по плечу решать резко усложнившиеся задачи менеджмента будущего.

К числу новых веяний нашего времени можно отнести концепцию непрерывного образования менеджеров, хотя вряд ли это явление можно назвать беспрецедентным. Практически все армии мира располагают тем, что в США называется Академией Генерального штаба. Эта Академия занимается профессиональной подготовкой старших офицеров для выполнения ими специфических обязанностей. Во всех армиях мира уже давно поняли, что такое обучение предназначено вовсе не для молодых людей, не имеющих опыта армейской жизни. Это обучение рассчитано лишь на зрелых мужчин, имеющих немалый практический опыт командования войсками и исполнения воинских обязанностей. Точно так же, члены католического монашеского Ордена иезуитов, основанного еще в 1534 году, не приступают к изучению таких сложных наук, как теология и философия, до тех пор, пока в течение многих лет не получат достаточного практического опыта в таких базовых предметах, как медицина, социология или метеорология, а также занимаясь преподавательской деятельностью и в административной работой. Оказалось, самую сложную, действительно профессиональную подготовку к тому, чтобы стать полноправным членом Ордена иезуитов, невозможно начать до тех пор, пока кандидат не получит реального опыта в работе, который его дальнейшее обучение соответствующим образом объяснит, систематизирует и организует. / Действительно, профессия менеджера требует серьезного образования и систематического самосовершенствования, но это означает только одно — менеджмент стал одним из неотъемлемых институтов нашего общества.

НО В ЦЕНТРЕ, КАК ВСЕГДА, ДОСТОЙНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Несмотря на все сказанное, само по себе интеллектуальное и концептуальное образование не поможет менеджеру справиться с его будущими задачами.

Чем успешнее менеджер будущего желает справляться со своими обязанностями, тем большие требования будут предъявляться к его личности. Это обусловлено тем, что в условиях господства новых технологий влияние принимаемых им решений на бизнес, их “последействие” и связанный с ними риск будут столь высокими, что менеджер просто обязан ставить интересы бизнеса в целом выше своих личных интересов. Воздействие этих решений на людей, работающих на предприятии, будет столь значительным, что менеджер просто обязан ставить общечеловеческие принципы выше соображений практической целесообразности.

А их воздействие на экономику будет столь масштабным, что можно даже говорить о серьезной ответственности менеджера перед обществом в целом. Действительно, новые задачи потребуют, чтобы менеджер будущего соизмерял каждое свое действие и решение с определенным набором основополагающих, общечеловеческих принципов, чтобы в основе его деятельности лежали не только знания, компетенция и квалификация, но и его дар предвидения, смелость, ответственность и высокие морально-этические нормы.

Каким бы ни было общее образование, полученное человеком, или его квалификация менеджера, приобретенная им в более зрелом возрасте, решающим фактором этой профессии (причем в будущем даже в большей мере, чём в наше время) окажется не образование и не квалификация, а достойная Этичность этого человека».

Друкер, Питер, Ф. Практика менеджмента. : Пер. с англ. : Уч. пос. — М. : Издательский дом “Вильямс”, 2000. — стр. 377-381