Выполняется запрос

Закономерности преодоления влияния болезни / инвалидности на творческую деятельность личности. Ч.2

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

ЧАСТЬ 2. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Часть 1 - Livrezon.ru/baza_znaniy/261/

 

IV. ​Актуальные задачи и КАК их решать творческой личности?

1. Приемы реабилитации, попытки компенсировать недостающую функцию.

 

  Таблица № 1

Направления решений

Примеры

 

Выработка навыков компенсации

Пример 20:
«Занимаясь, математик не совершает сложного пути мелких ассо­циаций, а сразу делает как бы «прыжки» от одного представления к другому, которое связано у него ассоциациями, вызывая одно, дру­гое. По себе я знаю, что, обладая довольно умеренной памятью, нуж­ной для таких вещей, как, например, запоминание стихов, изучение иностранных языков, я обладаю исключительно хорошей ассоциативной памятью, которая дает мне возможность заниматься мате­матикой».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012. - Стр. 89

Пример 21:
«Зрячий скульптор при работе над историческим портретом  в значительной мере связан с произведениями многих художников, преднамеренно или невольно соотносит с ними свою работу и нередко подпадает под их влияние. Только наиболее талантливый способен переплавить в своем сознании вершину образцов и создать новый, неповторимо индивидуальный образ.
Слепой всегда как бы заново, первозданно творит образ. Обостренная же способность хра­нить и «видеть» прежние зрительные впечатления позволяет ему передавать портретное сходство».
Г.М. Кустов "Лина По: Жизнь и творчество слепого скульптора" - М.: Редакционно Издательский отдел ВОС 1978г.  Стр. 43

Пример 22:
«В первый момент, когда знакомятся со мной, мне подают только руку, как это принято везде. Пожав протянутую мне руку, я должна обратить на нее внимание и запомнить не только особенности кожи (ее гладкость, грубость, теплоту, влажность, сухость и т.д.), но и форму руки и характерные особенности рукопожатия. А что у каждого человека свое особенное, характерное рукопожатие, с этим, наверное, все согласятся. У одних людей крепкое и энергичное, у других — вялое, безразличное (или, как я выражаюсь, безличное), у третьих — нежное, мягкое, располагающее и вызывающее чувство симпатии к данному человеку».
Как узнаю людей. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 206

Адаптация рабочего пространства/ режима

Пример 23:
«Но теперь ей надо было питаться по часам, и специально для этого в спектакли вводили мизансцены с продуктами. Актриса доставала из кармана апельсин и тихонечко его чистила в углу сцены. И действие останавливалось - зрители смотрели только на нее и начинали хохотать в предвкушении какой-нибудь умопомрачительной репризы. Партнеры терялись. А Богданова-Чеснокова всего лишь чистила апельсин...».
Капков С.В. «Короли комедии» - М.: Алгоритм 2003г. Стр. 210

Поиск (создание) средств компенсации

Пример 24:
«Плохо повинующимися пальцами слепой писа­тель сжимал карандаш и тщательно чертил букву за буквой. Часто строка наползала на строку. Потом он придумал папку-транспарант. В верхней крышке обыкновенной картонной папки для бумаг были вырезаны поперечные параллельные полоски шириною около восьми миллиметров. В папку вкладывали бума­гу, и вырезанные щели, которые легко было нащупать,  вели карандаш прямой строкой».
Трегуб С.А. "Жизнь и творчество Николая Островского" Изд. 3-е - М.:Художествея литература  1984г.  Стр.76

 

2. Намеренный отказ от помощи. Часто человека начинают жалеть, пытаться все сделать за него и т.д. В большинстве случаев это приводит к ущербности, работа прекращается.

Пример 25:
«Любопытно, что проводить курс реаби­литации Александру Павловичу сильно ме­шал... обслуживающий персонал госпита­ля. Слезливые причитания добрых нянечек деморализовывали ослепших. В результате вся работа тифлопедагога часто сводилась на «нет». Сколько раз Белорукову приходи­лось убеждать обслуживающий персонал держать свои эмоции при себе, да только не слушались его всегда готовые к жалости русские женщины…».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО "ИПТК"Логосвос", 2013.  Стр. 550

Пример 26:
«Что ж, Ерошенко специально никому не сообщил о своем приезде — не желал, чтобы его опекали, водили за руку, как маленького. И показав таможеннику свой нехитрый багаж — мешок, гитару и пишущую машинку, слепец зашагал в сторону вокзала, который, как он по­нял, почувствовав запах паровозного дыма, был где-то совсем неподалеку».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. - Стр.49

 

3. Поиск помощников, принятие помощи. В идеале – это временная мера, в период адаптации.

Пример 27:
«Он штудирует книги и газе­ты, выискивая на их страницах сведения об известных незрячих. В этом ему помо­гают сестры-гимназистки Степановы. Со­глашение было взаимовыгодным. Девушки читали ему вслух и писали под диктовку, а он в свою очередь помогал им с классны­ми сочинениями».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. -Стр. 496

Пример 28
«Лобачевский диктует своим ученикам Больцани и Попову «Пангеометрию». Они прилежно записыва­ют, но обоим кажется, что учитель сошел с ума. «Пангеометрия» выше их понимания, все созданное гением Лобачевского выше их понимания. Они просто добротные посредственности. Ученики — это только так...- Он диктует свою последнюю волю — «Пангео­метрию». Они записывают».
М. Колесников "Лобачевский" серия биографий ЖЗЛ - м.: Молодая Гвардия 1965. - Стр. 269-271

 

Выводы по разделу:

Актуальный вопрос – роль помощи и помощников в выстраивании деятельности. Казалось бы, хорошо, когда есть друзья/родственники, которые помогают, но эта помощь порождает и массу рисков. Например, после творческих успехов помощники начинают претендовать на «свой вклад» (хотя они только писали по диктовку), кроме того, развивается зависимость от помощников. Все же наиболее сильная стратегия – максимальный отказ от помощи.     

 

V. Отношение общества к творческим Результатам.

У общества весьма противоречивое отношение к инвалидам: с одной стороны их жалеют, пытаются «помогать», с другой стороны считают их ущербными/некомпетентными. Формируется (по сей день так) мнение «каждому свое: пусть слепые поют, пусть калеки работают руками».

 

1. Пренебрежение (иногда осмеивание) из-за болезни, не пускают в профессию, отвергают результаты. Сильный ход – доказательство компетенции, испытания себя.

Пример 29:
«Однажды юношу позвали в дом управляющего име­нием Алексея Александровича Пермейского. Праздник был тогда какой-то, или просто Пермейские давали бал, но только по обширным владениям графа Орлова-Давы­дова разъезжали тройки и собирали «чистую» публику  учителей, купцов, попов. Пригласили туда и Васи­лия Ерошенко: захотели послушать его скрипку. На балу Ерошенко чувствовал себя одиноко. Лилось дорогое французское вино, слышались шутки и смех, скользили по паркету пары, а он стоял на возвышении, прижав плечом скрипку, и играл, играл. Никто не заго­ворил с ним, для всех он был просто слепым музыкан­том. Ему все казалось, что у ног его звенят пятаки, словно это был не бал, а ярмарка».
Харьковский А.С. "Человек увидевший мир" М.: Главная редакция Восточной литературы издательства "Наука" 1978. Стр. 28-29

Пример 30:
«По мере того как мать вкладывала в меня все больше сил, помогая мне, она приобретала надо мной все большую власть, все больше начинала ощущать меня как свою собственность, а ее любовь ста­новилась все более эгоистичной. Начиная со студенческих лет, мать стала ревниво следить за моими отношениями с женщинами и притеснять меня. Сперва эти при­теснения объяснялись естественной заботой матери о сыне, которо­го она хотела защитить от обиды, защитить от влияния дурных, по ее мнению, людей».
Понтрягин Л.С. "Жизнеописание Льва Семен6овича Понтрягина, математика, составленного им самим. Рождения 1908,г.Москва/Послесл. И.Р. Шафаревича, М.И. Зеликина Изд. 4-е - М: КомКнига, 2012.  Стр. 24

 

2. Снисхождение из-за болезни. Формируется мнение «да, не плохо для слепого/глухого».
Сильный ход – отказ от снисхождение, работа и результаты, сравнимые с результатами здоровых.

Пример 31:
«У Александра Павловича скопился боль­шой, хотя и горький, опыт первого слепого журналиста России. Однако борьба за ку­сок хлеба, публицистика и общественная деятельность не могли отвлечь Белорукова от сокровенного - мечты о серьезной литературной работе. И вот как-то раз в од­ном уездном городке Костромской губернии встретил Александр Павлович тогдашнюю знаменитость, модного писателя и публи­циста, бывшего священнослужителя Гри­гория Петрова. Узнав о мечте Белорукова, писатель дал ему совет — для начала напечататься в каком-нибудь столичном изда­нии. Белоруков послал свои статьи в петер­бургскую газету «Русь», в московские «Утро России» и «Русское слово». Тщетно. Редакторы были глухи».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013.  Стр. 502-503

 

Выводы по разделу:

Частая закономерность: поощряется незначительное творчество (что порождает у инвалидов ложную оценку самих себя, в конечном итоге приводит к агрессии), творчество высокого уровня отрицается (иногда здоровые начинают чувствовать себя ущербно, «как это он, инвалид, - смог, а я нет»).

 

VI. Модели выхода на результат.

1. Болезнь активирует ранее не задействованный ресурс.

У человека возникает запрет на привычные сценарии поведения – происходит сверхкомпенсация. Вырабатывается новая модель деятельности.

Пример 32:
«Гердт был из посвященных. На всех его работах детали звучания, смысла, жеста были бесчисленны и единственны для того жанра, в кото­ром он и данный момент творил. Жест - особый инструмент его мастерской. Руки Гердта, красивые, разговаривающие и ваяющие. Именно ваяющие нечто из пространства, из плоти пустоты, с их помощью слово обретало вещественность, зримостью.  Действо наполнялось бытием к событием деталей».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г. - Стр.76

Пример 33:
«Создавая свои картины, Мусатов искал возможностей сде­лать живопись столь же ритмично и рационально построенной и эмоционально насыщенной, как музыка. «Бесконечная мело­дия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи,— пи­сал Мусатов А. Бенуа.— Эта мелодия есть в меланхолиях север­ных пейзажей у Грига, в песнях средневековых трубадуров и в романтизме нашей русской тургеневщины. Во фреске этот лейтмотив — бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов линия. Мне так чудится, а выразить это можно не на эскизах, а только на больших пространствах, на стенах... Интересные соображения о взаимосвязи живописи Мусатова и музыки высказывает в своих воспоминаниях композитор С. Василенко: «Сюжеты русской природы, — сказал мне Муса­тов, — не играют у меня большой роли, это только предлог».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. - Стр. 75

 

2. Помощники компенсируют атрофированную функцию.

Модель 1 + подключается окружение (семья, друзья), готовые выполнять не ключевые функции, заменять недостающие органы. Часто это «манипуляция» не творческими близкими и организация процесса.

Пример 34:
«Я стоял возле станка, диктуя, насколько отступить от базиса, какой глубины и какой ширины делать паз, где какие соблюсти допуски и так далее. Я знал, что ошибаться мне нельзя, хотя приходилось держать в па­мяти огромное количество операций, их очередность, все размеры. Не спутать! Иначе пропадет весь труд».
Марголин М. В. «Я солдат еще живой» - М., Воениздат, 1976. Стр. 104

Пример 35:
«Для Павла Николаеви­ча построили небольшую конторку на есте­ственном берегу, да только долго он в ней не засиживался. С дочерью или с мальчиком-поводырем он обходил котлован и плотину, на слух определяя в какой стадии находят­ся работы и правильно ли они ведутся. До самого последнего дня Потоцкий не уходил с трудового поста».
Розанов В.Н. "Давайте познакомимся: очерки о незрячих, их возможностях и вкладе в историю... от Древности до наших дней". - М, ООО"ИПТК"Логосвос", 2013. Стр.347-348

 

3. «Наверстывание». Создание системы ритма работы/обучения/планов/средств, компенсирующих потери из-за болезни.

Человек осознает необходимость сверхусилий, что для того же результата, что у здоровых, трудиться нужно больше. К творческой работе приплюсовывается холостая работа по реабилитации и компенсации. Тем не менее, для творца ВАЖНО показать, что он не хуже и его не надо жалеть.

Пример 36:
«Так уж сложилась судьба, что В. К. Блюхер не смог получить высшего образования. Поэтому он большое внимание уделял самообразованию, регулярно читал новейшую военно-историческую и военно-теоретическую литературу, был в курсе всего нового, что появлялось в военном деле. Того же командарм требовал от коман­диров и политработников, постоянно держал под конт­ролем уровень их личной огневой и тактической подго­товки. Блюхер считал, что только командиры и комис­сары, в совершенстве владеющие боевой техникой и Оружием, могут успешно обучать бойцов. Сам он отлич­но стрелял из всех видов оружия, умел рассчитать дан­ные для стрельбы артиллерии с открытых и закрытых огневых позиций. Командарм часто внезапно появлял­ся на стрельбищах, лично проверяя результаты стрель­бы командного и политического состава».
Дайнес В.О. "В.К.Блюхер - страницы жизни (к 100-летию со дня рождения). - м.:Знание, 1990 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Защита отечества" №9). Стр. 40-41

Пример 37:
«Когда слепые и глухонемые описывают свои ощущения, восприятия, представления языком зрячих, то надо всегда помнить, что ощущают они иными органами чувств, хотя описывают их словами зрячих и слышащих. Когда зрячий человек видит издали корову, он говорит: «Гляжу я на нее, а она рыжая, вся в белых пятнах, у нее большие красивые глаза…» О той же корове слепой будет говорить теми же словами, как и зрячий, но, если он станет описывать непосредственные ощущения и восприятия, то скажет: «Я осмотрел руками эту корову, у нее шерсть гладкая, мягкая, я ощупал ее ноги, голову, нашел на голове рога, которые показались мне на ощупь такими твердыми».
Скороходова о себе. О.И. Скороходова «Как я представляю окружающий мир» - Издательство Академии педагогических наук РСФСР Москва стр. 21-24

 

4. Творчество концентрируется на компенсации недостатка.

В творчестве человек отражает свой недостаток, как бы «создает мир, в котором он здоров».

Пример 38:
«А куклы в театре Образцова, которые «водил» артист, обретали гердтовскую пластичность, его биомеханику. Сергей Аполлинарьевич Ге­расимов. Наблюдавший Гердта во время работы за ширмой кукольного театра, писал: «Он отдал ей (кукле) всё - жизнь, опыт, иронию, он словно бы становится рабом созданного им феномена. Но в этой кукле живет он сам».
Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г.  Стр. 40

Пример 39:
«Теперь на его полотне, да и на всех последующих полотнах — «не фрагмент», не воображаемый вырез из какого-то более крупного целого, а замкнутая в себе целостная сцена». Им­прессионистическое пространство в картине он впервые по­беждает, выстраивая свое пространство — «более сложное, расчлененное, организованное... Впечатлению неустойчиво­сти на полотнах импрессионистов... противопоставлена строгая уравновешенность, пропорциональность, соразмер­ность классического построения...».
Шилов К. В. «Борисов-Мусатов» - М.: Мол. гвардия, 2000. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.Вып.781). Стр. 242

 

5. «Надрыв» - игнорирование болезни.

Как правило, бывает при поздней болезни, новые навыки и компенсация не вырабатываются. Начинается процесс выжать из себя максимум, «я все еще такой же как прежде». Борьба с болезнью, ее игнорирование.

Пример 40:
«И все же он работает. Работает все время. Работает через силу, сквозь усталость и нежелание. Он смутно ощущает, что нельзя попустительствовать собственной подавленности, что един­ственный выход из этого состояния — работа, еще и еще раз ра­бота. Гоголь, который из-за почти неизменно дурного здоровья и частого тяжелого душевного состояния никогда не мог себе по­зволить роскоши ждать вдохновения, говорил, что ежели в ка­кой-то день не работается, то все равно надо брать в руки перо и выводить хотя бы «Николай Васильевич Гоголь, Николай Ва­сильевич Гоголь...». И так до тех пор, покуда не проснется мысль, разбуженная рукой. Брюллов, человек вообще-то крепкого нрав­ственного здоровья, сейчас, впервые в жизни попав в полосу тяжелого спада, инстинктивно ищет спасения только в том, чтобы регулярно, непременно, во что бы то ни стало работать, постоянно что-то делать. Фигурально говоря, некоторые его работы того вре­мени в какой-то мере и представляют собой то самое гоголевское «Николай Васильевич Гоголь...». Можно было бы пойти более лег­ким путем: впять благоразумным советам отдохнуть, ничего не делать вовсе какое-то время. Для него это было неприемлемо, его деятельная натура искала восстановления сил в действии, в работе».
Леонтьева Г.К. "Карл Брюллов" - 2-е изд., доп.- Л.Искусство 1983 г.   Стр. 121-122

 

Выводы по разделу:

Общая стратегия: Инвалиды, достигшие творческих успехов, как правило, занимаются не «профильным инвалидным творчеством». Т.е. делают то, что им противопоказано, даже вредно:  Брюллов, Кустодиев, Борисов-Мусатов - заболевания опорно-двигательного аппарата, при этом по 12 часов стоят у холста; Островский – писатель, который не слышит, не видит и не двигается;  Гердт – в 75 лет (уже в острой стадии болезни) карабкается на балкон (в роли Мефистофеля); Батюшков – потомственный сумасшедший, занимается «фантазерством».; Ерошенко – слепой путешественник и т.д. Часто, эта вредность только помогает и недуг усиливает творчество. 

 

VII. Инвалиды в творческих коллективах.

1. Инвалид делает старт, подготавливает почву, но не успевает из-за болезни, развивает уже другой.

Пример 41:
«Вопрос о взаимоотношениях Гаршина и Чехова — во­прос не только биографический. Гаршин как писатель в значительной степени расчищал своим творчеством место чеховскому реализму, с жанрово преобладающим рас­сказом, лаконизмом фразы, емкостью силуэтно очерчен­ного образа, точностью скупой детали/
Несмотря на то, что писатели были современниками и не только знали о существовании друг друга, но горячо друг другу симпатизировали (это ясно из переписки каждого), личное знакомство, хотя и намечавшееся, так и не состоялось».

Латынина А.Н. "Всеволод Гаршин: Творчество и судьба" - М. Худ. лит. 1986. Стр. 214-215

 

2. Близкий человек заставляет работать (иногда из под палки).

Пример 42:
«Когда Зяма был уже безнадежно болен и терзаем болями, отхлынув­шими силами, сомнениями, только она умела сказать: «Замочка, надо». И он собирался. И как гумилевский герой, «делал, что надо». Она «учила его, как не бояться и делать, что надо». Хот этот маленький, хрупкий и немолодой человек и сам был мужественным до отваги. Но ведь и отважных оставляют силы.
За три месяца до кончины Зяма снялся в фильме по моему сценарию. Как? Это недостижимо - ему уже был непрост каждый шаг. 
Видимо, Таня сказал: «Зимочка, надо. Ты должен оставаться в форме». А может и сам он решил, что нельзя потакать недугу. Да и дружбе он оставался верен, как умел это делать всегда.
Он вышел на съемочную площадку, и никто даже не заподозрил, че­го это ему стоило. И в перерывах он был Гердтом - праздником для всех, виночерпием общей радости».

Серия "Имена" Гройсман Я.И. Правдина Т.А. "Зяма - это же Гердт!" - Н.-Новгород: Деком 2001г.  Стр. 74-75

 

3. Два инвалида вытягивают, поддерживают друг-друга, когда кризис у одного, другой – помогает, мотивирует, и наоборот.

Пример 43:
«Самые тяжелые в жизни Гнедича годы — пер­вые годы петербургской жизни. Затерянный в большой столице, фактически без средств к суще­ствованию, молодой человек много пережил и передумал. Единственной отрадой была дружба с К. Н. Батюшковым, близким по духу человеком. Гнедич был всего на три года старше Батюшкова. Друзья были почти неразлучны. У них был один круг знакомых, они откровенно делились своими мыслями. Читали друг другу свои произведения, нелицеприятно высказывая свои суждения о них. Регулярно обменивались стихотворными посла­ниями. У них были и расхождения в литературных взглядах».
Голубева О. Д. «Н. И. Гнедич»— СПб., 2000.—  (Деятели Рос. нац. б-ки (Публ. б-ки)).  Стр. 26

Пример 44:
«В середине 1935 года тяжело больной Беляев писал Циолковскому, что, не будучи в состоянии работать, обдумывает «новый роман — «Вто­рая Луна» об искусственном спутнике Земли — постоянной страто­сферной станции для научных наблюдений. Надеюсь, что Вы не откажете мне в Ваших дружеских и ценных указаниях и советах.
Простите, что пишу карандашом, — я лежу уже 4 месяца.
От души желаю Вам скорее поправиться, искренне любящий и ува­жающий Вас А. Беляев».
На оборотной стороне листка с трудом можно разобрать дрожащие строки, выведенные слабеющей рукой Циолковского:
«Дорогой Александр Романович.
Спасибо за обстоятельный ответ. Ваша болезнь, как и моя, результат напряженных трудов. Надо меньше работать. Относительно советов — прошу почитать мои книжки — там все научно (Цели, Вне Земли и проч.).
Обещать же, ввиду моей  слабости, ничего не могу.
К. Циолковский».

Это было одно из последних писем ученого. «Вторая Луна» в память Константина Эдуардовича Циолковского названа была «Звезда КЭЦ».
Беляев А. Р. « Собрание сочинений в 5-ти томах. Т. 1. Романы. Повесть/Критико-биографический очерк А. Балабу- хи и А.. Бритикова; Рис. А. Громова. — Л.: Дет. лит., 1983.  Стр.27

 

4. Инвалид – лидер (ядро коллектива).

Пример 45:
«Мусатов оказывается как раз тем человеком, который необ­ходим Товариществу. Его новаторская живопись придает осо­бый характер выставкам общества, а энергия и целеустремлен­ность способствует сплочению его членов. Мусатов становится признанным лидером Товарищества. Он берет на себя устрой­ство его выставок в Москве и Петербурге. Будучи глубоко убеж­денным, что началось «возрождение русского искусства», он стремится придать выставкам МТХ «европейский характер», «сделать характернее, тоньше их физиономию». На этих выстав­ках, «важных в воспитательном значении публики,— пишет он друзьям,— не надо одностороннего одного высокого искусства, одних картин. Надо и художественную промышленность сде­лать непременным условием выставок... Пусть Малютины, Го­ловины, Врубели и другие несут нам на выставку все, что так или иначе касается искусства. Нужна мебель, ковры, керамика... Пусть только каждой из этих вещей касалась рука художпика и в каждой проглядывала бы хоть какая-нибудь художествен­ная идея...».
А.А. Русакова "Борисов-Мусатов" Л.: Искусство 1974г. Стр. 56-59

 

Выводы по разделу:

Для того, чтобы коллектив был результативен, он должен строиться не на инвалидности (как принято в обществах инвалидов), а на деле. В противном случае, все скатывается к жалости, психотерапии и т.д.  

 

ЧАСТЬ 3: ОКОНЧАНИЕ - Livrezon.ru/baza_znaniy/263