Выполняется запрос
 

Закономерности преодоления влияния болезни / инвалидности на творческую деятельность личности. Ч.3

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

ЧАСТЬ 3. ОКОНЧАНИЕ.

Часть 1 - Livrezon.ru/baza_znaniy/261/

Часть 2 - Livrezon.ru/baza_znaniy/262/

 

VII. Сводная оптимальная стратегия.

 

Актуальные Задачи

Сильные решения

Слабые решения

Этап 0. Приход болезни. Шоковое состояние.

1. Максимально быстрый выход из шокового состояния. Переход к деятельности.

1. Деятельность прививается из вне еще на стадии шока (близкими/врачами).

2. Шок переносится относительно легко благодаря правильному воспитанию (силе личности).

1. Хандра, жалость к себе, депрессия (даже с сильными личностями может длиться годами).

Комментарий: по-настоящему хорошего ответа, увы, нет. На практике многое происходит стихийно и сильно зависит от предыдущего опыта личности.  

Этап 1. Формирование цели, мотивации.

Говоря НЕ о творческих личностях - целям предшествует реабилитация. В случаях с ТЛ, все же, цель первична.

1. Поиск/Корректировка цели.

1. Выбор ПРАВИЛЬНОЙ цели. Правильная цель, как правило, направлена не на себя-любимого, а на пользу другим.

2. Болезнь «работает» на цель.

1. Реабилитация - становится целью. Человек убеждает себя, что может стать прежним, в итоге потолок цели - сам человек в прошлом. Помимо того, что цель тупиковая, она еще и не достижимая. 

2. Подмена цели дурной психотерапией. Человек начинает подчёркивать свою особенность, связанную с болезнью.

3. Человек спорит с другими, кому тяжелее и т.п.

Комментарии: Правильная цель формирует новую модель поведения и дальнейшая реабилитация работает на цель. В обратном случае результатом являются произведения, оцениваемые в стиле: «Не так плохо для слепого».

Возможное Развитие: создание базы данных типовых творческих и нетворческих  направлений деятельности, целей по видам заболеваний.

Этап 2. Компенсация (Реабилитация).

1. Выработка новых навыков

2. Адаптация пространства/рабочих средств.  

3. Адаптация рабочего ритма.

1. «Не держаться за старое». Переключиться на использование оставшихся ресурсов восприятия. Причем: вектор стремления работоспособность и сложность задач НЕ ниже чем были до болезни (лучше - выше).  Пример: ослепший человек не заново учится писать и читать, а изучает новый язык. Ерошенко (слепой)  по звуку шелеста листьев умел определять, что за дерево шелестит.

2.Рост работоспособности за счет перераспределения энергии на оставшиеся ресурсы.  Часто слепые отказывались от записывания и вырабатывали новую модель запоминания информации, а у прикованных к постели со временем существенно сокращается потребность во сне, до такой степени, что требуется не одна смена помощников.

3.Реабилитация на реальных задачах. Слепой инженер развивает тактильные ощущения, конструируя детали из эластичного материала. Человек не просто учится заново ходить, а ходит с конкретной целью, (художник  - на улицу/в лес, писатель в библиотеку ит.д.). Таким образом реабилитация превращается в не основную задачу.

1.Окружение себя сочувствующими.

2. «Инвалидная деятельность» - простые задачи.

3.Бить на жалость – стойкое паразитирование на окружении.

Комментарий: Макро-задача на этом этапе - обратить вред в пользу. Перераспределение энергии при сложных задачах часто ведет к выработке системы новых навыков. Как бы сурово это не звучало, но на данном этапе помощники - скорее вредны, чем полезны.

Возможное Развитие:  Создание открытого банка упражнений для выработки навыков компенсации и техник решения новых задач, которые влечет за собой заболевание.

Этап 3. Деятельность.

1. Составление планов работы с учетом «особенностей». 

2. Поиск помощников.

1. Часто помощники - родные и близкие (которых может не быть/ или же со временем они требуют «благодарности»). Поэтому, все же, оптимально помощников нанимать (причем оплата - не обязательно деньги). Это выстраивает более эффективный контекст. 

2.Выработка системы ритмов, к примеру, деятельность и ритм в период обострения и в период нормы). Пример: при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, существуют сезонные обострения боли (весна – осень), соответственно, деятельностью связанной с перемещениями (поиском сюжетов) лучше осуществлять летом. Так же боль обостряется к ночи, не дает спать, эффективнее переключиться в это время на работу, а сон перенести на другие отрезки дня.

1. Война с болезнью, Надрыв. Чаще всего такая стратегия сначала «сжирает» время и силы, затем  человека. (Подчеркну: это вовсе не значит, что нужно оправдывать безделье болезнью).

Комментарий: Действительно, часто работа облегчает боль, превращается в лекарство, НО это утверждение верно лишь отчасти. Деятельность всегда спасает от хандры и самотерзаний, но при физических осложнениях - приводит к сгоранию. Поэтому важно выработать несколько РАБОЧИХ (т.е. не работа - отдых) ритмов.

Возможное Развитие: создание некой социальной сети, где можно будет делиться РЕАЛЬНЫМИ результатами, примерами, техниками.  Главное, чтобы это не съехало на жалость и взаимные жалобы.     

Этап 4. Результаты.

1. Защита результата (а не себя). Обход «экспертов».

1. Инвалидность скрывается для непредвзятости оценки.

2. Результат внедряется в обход экспертов/оценок и т.д.

1. Спекуляция на инвалидности. Преувеличение значимости результата.

Комментарий: Часто творческие результаты будут пытаться связывать с заболеванием и там возможны различные подмены, например, жалость и/или инвалидность выходят на первый план, результат не замечается. Так зарождается попса и монетизация, это хорошо видно на примере слепых музыкантов, глухих композиторов и безруких – безногих тренерах личностного роста, когда заболевание – становится PR ресурсом, а результат уже и не особо важен.

Этап 5. Коллективы/Ученики.

1. Поиск соратников.

1. Соратники - не инвалиды. Задается планка «Я не ОТЛИЧАЮСЬ». Не делается поблажек себе. Коллектив НЕ жалеет, относится как к равному. 

2.Обучение других инвалидов правильной стратегии.

1. Коллектив создается для психореабилитации.

Комментарий: не смотря на то, что в коллективе «своих» часто проще/комфортнее и т.д. Само это деление ведет к признанию своей ущербности (неосознанно), в дальнейшем к озлобленности и не адекватном отношении к самому себе, миру и своим результатам.

Возможное Развитие: Создание городских коллективов/тусовок/клубов, как альтернативы организациям инвалидов, где будут заниматься развитием, а не реабилитацией.