Выполняется запрос

Об организации психологического школьного кабинета при педтехникуме по Л.С. Выготскому

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

«Задачи и характер кабинета:

  1. Демонстрация психологических опытов при прохождении курса пси­хологии (общей и педагогической). Обслуживание Педтехникума и всех учебных заведений города.
  2. Лаборатория для научных исследований первичного характера и для практических занятий по экспериментальной педагогике и психологии слу­шателей педагогических учебных заведений.
  3. Кабинет экспериментального исследования ребенка, дефективных де­тей по указанию детских учреждений, нуждающихся в индивидуальном пси­хологическом исследовании, опытных детских домов. Установление научных форм и методов наблюдения за детьми и составление характеристик по науч­ной системе при участии или консультации доктора-психолога Петельчица.
  4. Руководство работой и разработка самостоятельных обследований по изучению и учету школ и учебных заведений всех типов, учебного опыта школьной методики, психология учащихся, анкеты, разработка и проведение, составление характеристик, опытная проверка по поручению школ методи­ческих приемов и других педагогических методов. Консультация устная и письменная по всем 4 пунктам. Необходимо выработать план на первый год.

Необходимые меры для организации и открытия кабинета.

  1. Выделить комнату и мебель.
  2. Приборы из бывшей мужской гимназии.
  3. Необходимые приборы из физических кабинетов и музея.
  4. Личный состав: заведующий, врач-консультант, лаборант, технический сотрудник.
  5. Деньги на организационные расходы согласно прилагаемой смете.
  6. Организация библиотеки по экспериментальной психологии (из других библиотек взять на временное пользование).
  7. Закупка новых приборов.
  8. Принять летом участие во Всероссийском съезде по психологии.
  9. Создать психологический совет из преподавателей психологии при кабинете.

Смета расходом на организацию кабинета.

  1. Письменные принадлежности 150 рублей.
  2. Ремонт мелкий, починка, чехлы 350 рублей.
  3. Приобретение и изготовление простейших нехватающих в кабинете приборов 200 рублей.
  4. Покупка школьных книг 200-250 рублей.

Ближайший план работы до каникул.

Изготовить образцы работы кабинета по всем 4 пунктам, чтобы с нача­ла учебного года кабинет мог сразу взяться за работу. Закончить организа­ционную часть:

  1. Обследование по научному методу (Россолимо или др.) двух дефек­тивных и двух нормальных детей.
  2. 'Провести анкетирование в школе К. Либкнехта с последующей обра­боткой материалов летом.
  3. Разработка для разных типов школ всех отделов курса психологии.
  4. Провести практические работы (лабораторного характера) с малень­кой группой из Педтехникума и курсов Соцвос (17 чел.).

На педагогическом совете 24 мая 1923 г., когда повторно слушался воп­рос о психологическом кабинете, было принято решение поручить завучу приобрести в Москве необходимые приборы. Работа кабинета начиналась фактически на пустом месте: не было соответствующей материальной базы. Но, тем не менее, эта работа была так организована, что уже к осени (а лето — время каникул!) была проделана большая организационная и экс­периментальная работа, которая была очень результативной. Это было ос­нованием для доклада педсовету техникума 10 октября 1923 г.. Отчет о проделанном строился с учетом выполнения пунктов намеченной в пла­не работы.

За это короткое время было проведено:

  1. 21 демонстрация психологических опытов на курсах переподготовки учителей, в опытной школе, в школе II ступени, в железнодорожной шко­ле, на педагогических курсах Соцвоса. Кроме того, демонстрация психоло­гических опытов сопровождала учебный процесс в техникуме;
  2. лабораторные занятия в кабинете экспериментальной психологии были проведены за это время не только с учащимися техникума, но так­же с несколькими группами учителей, повышающих свою квалификацию на педагогических курсах. На этих занятиях: а) проводилось два полных исследования по системе Россолимо; б) экспериментально-психологический урок русского языка по методике Лазурского; в) исследовалась внушае­мость учащихся по возрастам по методике Нечаева; г) проводилось ан­кетирование школьников городских школ по двум анкетам; д) при каби­нете работала группа студентов Московского педологического институ­та, которая провела исследования по системе Россолимо; е) для группы
  3. самими студентами техникума было проведено 22 исследования по системе психологических профилей и 38 кратких исследований учащихся, поступающих в опытную школу;
  4. заканчивалась обработка данных по анкетированию, которую предпо­лагалось вскоре опубликовать. Эти данные должны были помочь ответить на вопросы : «Проводится ли у нас совместное воспитание или совместное сидение в классах?», «об умственном или душевном настроении школьной молодежи»;
  5. изготовлен ряд типических филиграмм, изучен ряд профилей нормального ребенка, велось исследование влияния речевого ритма на ды­хательную кривую, разрабатывалась новая методика исследования памяти;
  6. значительно расширилась материальная база кабинета. В несколько раз увеличилось количество оборудования, книг, мебели и аппаратуры. В кабинете работали 2 сотрудника (Л.С. Выготский и доктор Петельчиц), 2 лаборантки и 2 студента».

Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету.»— М.: Смысл, 1996. - Стр. 65-67