Выполняется запрос
 

Методы психологической коррекции отклоняющегося поведения

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

Работа с девиантным поведением является одним из направлений профессиональной деятельности психолога, и несмотря на определенную специфику, она реализуется в соответствии с общими психологическими принципами и опирается на использование общих психологических методов (2, 5,10). Исходя из этого, методы коррекции отклоняющегося поведения можно разделить на две группы: общепсихологические и специальные (3).

Общие методы психологической работы.

  1. Присоединение к клиенту (к позе, состоянию, языку, переживаниям, ценностям, сопротивлению и сомнениям).
  2. Эмпатическое выслушивание (заинтересованное молчаливое слушание с невербальным выражением понимания и принятия клиента).
  3. Направленное интервью (сбор информации по заранее продуманному плану, например семейного анамнеза).
  4. Структурирование ситуации и проблемы в ходе терапевтической беседы.
  5. Заключение терапевтического соглашения (договора, контракта, сеттинга) о целях работы, взаимных правилах, условиях, методах, стоимости, длительности и др.
  6. Разъяснение и информирование по поводу конкретной проблемы (предоставление специальной информации — психологической, медицинской, юридической, социальной).
  7. Поддержка (разделение горя, вселение уверенности и оптимизма).
  8. Интерпретация:
    1. генетическая (в контексте развития и детского опыта);
    2. символическая (выявляющая скрытое значение поведения в контексте актуальных отношений клиента);
    3. структурная (в контексте какой-либо структуры — личности, семьи, группы).
  9. Терапевтические метафоры (образное сравнение, обладающее внушающей силой).
  10. Рефрейминг (переформулировка проблемы в более позитивном ключе).
  11. Тренинг навыков, репетиция поведения (например, как планировать время, как разрешать конфликты, выражать свои чувства без агрессии).
  12. Домашнее задание (исследование или репетиция поведения) — исследование, закрепление новой, более конструктивной формы поведения.

Данные универсальны — они относительно безопасны, надежны и эффективны. Они могут быть использованы при любом запросе, включая запрос на работу с девиантным поведением.

К специфическим методам психологической работы с девиантным поведением относятся следующие (3):

  1. поведенческое интервью;
  2. стимулирование мотивации позитивных изменений;
  3. техники конфронтации;
  4. терапевтический контракт;
  5. техника раскрытия индивидуального смысла и функционального значения девиации;
  6. методика естественных последствий поведения;
  7. когнитивное переструктурирование;
  8. техники модификации поведения;
  9. тест-контроль (измерение массы тела, тест-контроль на наркотики).

Перечисленные методы в специальной литературе также обозначают как техники модификации поведения. Далее приводится их краткое описание.

Поведенческое интервью (поведенческий анализ) является одним из ведущих методов работы с девиантным поведением на протяжении всего времени сотрудничества психолога и клиента. Интервью проводится в форме беседы об истории и особенностях девиации посредством стандартных вопросов, предъявляемых в заданной последовательности (схема поведенческого интервью представлена ранее). Целью поведенческого интервью является не сбор информации (это только промежуточная его задача), а стимулирование позитивных изменений в состоянии клиента посредством повышения уровня его осознания и контроля своего поведения. Поведенческое интервью проводится повторно для рценки динамики психологической работы (2).

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей психолого-социального воздействия на личность с девиантным поведением. Человек с девиацией имеет устойчивую мотивацию к ее сохранению. Горькая правда заключается в том, что, несмотря на страдания, личность всячески сопротивляется позитивным изменениям.

Работа с мотивацией клиента настолько сложна, что некоторые специалисты выдвигают в качестве главного условия для поведенческой терапии наличие уже сформированного желания изменения себя и своей жизни. Другие соглашаются на работу и с теми, кого «привели родственники», затрачивая массу усилий и времени на создание мотивации сотрудничества.

Работа с мотивацией начинается с первых минут поведенческого консультирования. Вопросом первостепенной важности является то, почему клиент обратился за помощью и чего он ждет от нее. Нередко люди обращаются к психологу не для устранения дезадаптивного поведения, например игровой зависимости, а для его сохранения, надеясь «использовать специалиста» для решения других вопросов или «успокоить» родственников. На данном этапе будут уместны прямые вопросы: «что вы хотите получить от нашего сотрудничества?», «что вы ожидаете от терапии?», «чем я могу помочь вам?», «что вы готовы сделать сами?», «сколько хотите потратить личных усилий?» Также возможно использование приема раскрытия намерений с помощью уточняющих гипотез: «вы обратились за помощью, потому что хотите успокоить ваших близких?»

Достаточно распространена методика конфронтации клиента на этапе заключения терапевтического контракта. При этом клиента побуждают убедить специалиста, что он действительно нуждается в помощи и желает изменений. Могут быть полезны следующие вопросы: «что плохого в таком поведении?», «как вы реально пострадали от него?», «кому и какой вред вы нанесли?», «какую плату вы готовы заплатить за то, чтобы избавиться от него?», «зачем вам это нужно?»

Конфронтируя клиента (оказывая легкое сопротивление), мы стимулируем его личную ответственность за свое поведение, а также активизируем процессы самовнушения. При выраженной склонности личности к оппозиционному поведению возможно использование приема открытой конфронтации,когда специалист прямо заявляет, что у клиента ничего не получится в силу тех или иных причин, например, слабой воли, и ему нужно признать свое полное поражение.

Широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. При этом клиента просят как можно подробнее, с конкретными примерами рассказать о том, как он реально пострадал от своего поведения, какой вред он нанес своим близким и окружающим людям. В случае выраженного защитного поведения клиента можно исследовать негативные последствия конкретного вида девиантного поведения его друзей, родственников или знакомых. Консультант должен помочь клиенту спонтанно выразить такие чувства, как вина, раскаяние, стыд, боль, отвращение, злость, бессилие и отчаяние.

Достаточно эффективна методика проектирования будущего, которая предполагает подробное описание своей жизни при сохранении девиантного поведения и без него. Например, клиент представляет, какой будет его жизнь, если он будет продолжать пить, а затем — если он откажется от спиртного. Терапевт помогает не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

При достижении взаимопонимания переходят к заключению терапевтического договора. Договор регулирует отношения между участниками терапевтического процесса и является основным способом поддержания мотивации к изменениям на всем протяжении совместной работы. Его оформляют в виде письменного или устного контракта, содержащего цели, методы, условия, сроки работы, а также взаимные обязательства сторон. Выполнение договора обязательно для всех участников процесса. Стороны договариваются о своих действиях в случае нарушения контракта.

Важным мотивирующим моментом является раскрытие индивидуального смысла и функционального значения девиации. Совместно с консультантом клиент пытается ответить на следующие вопросы, что для него значит отклоняющееся поведение, что оно дает ему, чего он лишится в случае освобождения от девиации, какова скрытая выгода девиации для личности? В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например, «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия. Прежде всего, можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений является групповое убеждение (1). Для этого специально собирается группа значимых для девианта людей (друзья, коллеги по работе, родственники, в том числе дети не моложе восьми лет). Группа заранее готовится к беседе, например в случае химической зависимости, формируя адекватное представление о проблеме и определяя цели помощи. Специально составляются перечни конкретных инцидентов, связанных с аддикцией, свидетелями которых были участники группы. Проводится репетиция убеждения. В итоге все авторитетные люди поочередно рассказывают, например, химически зависимому человеку о том, что по его вине происходило в их жизни, активно выражая свои чувства, не осуждая и не критикуя самого зависимого. Далее жертве зависимости на выбор предлагаются конкретные варианты лечения и реабилитации.

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффективным в некоторых случаях является методика естественных последствий поведения. Суть приема — в предоставлении девианту полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к специалистам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. Если он продолжает жить в семье, то его потребности удовлетворяются только в случае строгого выполнения им семейных правил. Например, семья может договориться о том, что в случае положительного результата теста на наркотики подросток на неделю лишается всех прав и какой-либо денежной поддержки. Родители могут отказать ему даже в обедах и крове до полного выполнения их условий. Другим условием может стать согласие аддикта на получение специальной помощи.

В ходе работы периодически приходится обсуждать вопрос о силе и способах сопротивления клиента позитивным изменениям и терапии. В ряде случаев для формирования мотивации позитивных изменений целесообразно помещать личность в иную социальную среду, например, сменив место жительства при включении подростка в асоциальную группировку.

Работа с мотивацией является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой интервенции. Специалист может выбирать доступные для него и адекватные для клиента методики стимулирования мотивации позитивных изменений. При этом главным фактором, побуждающим клиента к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и специалистом, основанные на реалистической оценке, открытости и доверии.

Наряду с мотивационными проблемами, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т. д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах. В данных целях используется техника когнитивного переструктурирования (6). Первым приемом может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента. Другое направление терапевтического воздействия — идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей. Например, депрессия и химическая зависимость часто сопровождаются такими негативными убеждениями, как «я плохая (плохой)», «меня нельзя любить», «я не могу заинтересовать людей», «у меня ничего не получается», «я должна всем понравиться», «они ужаснутся, если узнают какой я плохой». При этом факты и оценки окружающих противоречат суждениям клиента, но игнорируются им.

Негативные мысли и относящиеся к ним общие установки тщательно исследуются и идентифицируются в ходе когнитивной терапии: их выявляют, они получают название в терминах клиента, записываются. В следующей, проверочной фазе логическая правильность и последовательность этих идей и установок подвергаются критической оценке. Важно, чтобы клиент последовательно и самостоятельно, без давления со стороны специалиста, исследовал свое поведение и убедился в неадекватности «дезадаптивных мыслей», а также в том, что они являются причиной многих его бед. В заключение разрабатываются альтернативные возможности интерпретации и оценки, которые апробируются в реальных ситуциях. Например, консультант просит клиента продумать и написать более адекватные утверждения напротив каждой из дисфункциональных установок. Затем эти утверждения можно повторять в нужных ситуациях как самоинструкцию.

К методам модификации поведения относятся техники угашения девиантного поведения и техники усиления адаптивного поведения (2,4, 7,11). Существуют различные способы угашения нежелательных действий. Наказание — наиболее распространенный метод. Он может иметь самые различные формы: тайм-аута, использования негативных последствий реакции, предъявления аверсивного (крайне неприятного) события.

Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомендуют использовать при работе с агрессивными или чрезмерно подвижными детьми. При этом ребенка просто удаляют из ситуации, в которой негативное поведение может получить подкрепление. Например, негативное поведение ученика в классе может подкрепляться вниманием со стороны преподавателя и одобрением сверстников. Но и то, и другое оказывается недоступным, когда ребенка вынуждают покинуть класс. В случае же неприемлемого поведения маленького ребенка его помещают в отдельную комнату на короткое время (от пяти до двадцати минут). При этом ребенок заранее должен быть информирован о правилах поведения и последствиях плохого поведения. Перед наказанием следует однократное предупреждение. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует настойчиво и систематически.

Методика использования издержек реакции (или методика негативных последствий) подразумевает, прежде всего, лишение человека подкрепляющих стимулов тогда, когда он демонстрирует нежелательное поведение. Подкрепляющими стимулами могут быть любимые занятия, свободное время, подарки, сладости, одобрение и внимание окружающих, успех.

Другим вариантом издержек реакции являются негативные реакции окружающих людей на отклоняющееся поведение личности. Самые распространенные и действенные формы негативных реакций — осуждение (особенно групповое), выражение гнева, физическое наказание, угрозы. Например, по отношению к клиентам, нарушающим терапевтический контракт, консультант может применить штрафные санкции (в денежном эквиваленте) или выразить свое неудовольствие.

Иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов использовать неприятные последствия или самонаказание. Например, человек, желающий снизить вес, может отдавать определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму, или же может использовать специальный одеколон с особо ядовитым запахом после каждого внепланового приема пищи. Кроме того, неприятные последствия можно просто вообразить. Например, кто-то, кто решил бросить курить, представляет, что его ругают или у него появляются боли после каждой выкуренной сигареты.

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации.

Позитивное подкрепление — главный метод изменения поведения. Условия успеха:

• подкрепление должно быть индивидуально значимым;

• подкрепление должно применяться систематически и немедленно вслед за желательным поведением;

• связь между желательным поведением и используемым при этом подкреплением должна быть достаточно четкой.

Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, жестов). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение.

Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку может получить награду — повышенное внимание и заботу семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение;

Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных его форм. Первоначально проводится идентификация подкрепляющих стимулов. Для этого необходимо выяснить, что именно является подкрепляющими стимулами для конкретного человека. Также можно предложить клиенту составить шкалу приятных событий или список условий, улучшающих настроение. При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки, на которых изображены потенциально приятные виды активности.

Подкрепляющие стимулы соотносятся с тремя жизненно важными сферами:

  • взаимодействие (отношения);
  • переживания, несовместимые с депрессией / агрессией;
  • действия, повышающие самооценку с помощью ощущений адекватности и компетентности (творчество, успех, любимое занятие и т. д.).

Консультант и ближайшее окружение могут широко использовать выявленные стимулы для подкрепления желательного поведения личности с девиацией. Также клиента побуждают использовать подкрепляющие стимулы каждый раз при действиях, соответствующих его целям.

С целью формирования более позитивного поведения также используют программы жетонного подкрепления. Жетоны — это вещественные условные реальные стимулы (очки, значки, фишки), которые могут быть обменены на подкрепляющие стимулы. Последними могут быть, к примеру, право участия в интересной деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения подкрепляющих стимулов. Данный метод широко используется в различных учреждениях (больницах, местах заключения). Он достаточно популярен среди детей.

При применении жетонов частота «дурного» поведения существенно уменьшается. Однако вслед за отменой жетонного подкрепления может наблюдаться и уменьшение случаев желательного поведения. В связи с этим целесообразно постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, заменяя его, например, похвалой и самоподкреплением. Клиентам не следует пассивно полагаться на окружающих, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить им желательное подкрепление.

Программы подкрепления и жетонная система могут включать работу со значимыми другими, например, обучение преподавателей иди родителей процедурам подкрепления (для отдельных детей или для детских групп). Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить.

Формирование желательного поведения также может осуществляться в форме активного социального обучения адаптивным поведенческим реакциям (2,6,7). Нередко уже при проведении поведенческой оценки выявляется дефицит ведущих социальных навыков. Клиенты не умеют выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться, демонстрировать уверенность, разрешать конфликты, сопротивляться негативному влиянию среды или принимать решения. Репетиция поведения — это один из методов профессионального консультирования, широко используемый в случаях отклоняющегося поведения. Данный метод может иметь форму тренинга, групповых игр, моделирования или проигрывания ситуаций в условиях как групповой, так и индивидуальной работы.

На первых этапах работы выявляются области, в которых клиенты испытывают трудности, и стимулируется мотивация к обучению. Далее определяются виды желательного поведения, наиболее адекватного в проблемных ситуациях. Затем клиентам предоставляется возможность потренироваться, реагируя на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, играют роль «оппонента»). Наконец, клиентов побуждают применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобряя их в случае успеха и подкрепляя адаптивное поведение.

Клиентам также можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При этом следует принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важно опираться на представления и убеждения самих клиентов. Важен также правильный выбор времени: клиентов не следует побуждать к решению ассертивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии навыков, сложность которых постепенно повышается.

Методы, используемые консультантом в профессиональной деятельности, должны быть адекватны как проблемам клиента, так и возможностям консультанта. В настоящее время в работе с личностью, имеющей отклоняющееся поведение, чаще используется интегративный подход, предполагающий комбинацию взаимодополняющих теорий и методов (2, 5). Интегративный подход также определяет сочетание различных форм работы. Например, для подростка с зависимым поведением может быть адекватной следующая схема психологической помощи: семейное консультирование — семейная системная психотерапия — социально-психологическая реабилитация подростка и групповая психотерапия — индивидуальная психотерапия в сочетавши с семейным консультированием.

Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.— (Серия «Учебное пособие»). — стр. 204-214