Выполняется запрос
 

Барьеры перед Женским обществом в конце XIX в начале XX веков.

Автор:
Матущенко Виктория Владимировна

«Сергей Иванович Франгулов, депутат Четвертой Государ­ственной думы, описывал нравы того времени: «Положение женщины в богатой семье зависело прежде всего от ее харак­тера, но в общем, конечно, женщина была занята семьей, то есть была хозяйкой большого дома, была занята детьми... Большинство знало, что их мужья, разъезжая по разным горо­дам и ярмаркам, пользовались ласками артисток, певичек, по­сещали кафешантаны и дома терпимости, а также имели свя­зи от случая к случаю, а то и постоянную содержанку.

Тетка моей жены рассказывала сама, что когда она с мужем поехала в Нижний Новгород на ярмарку, ее муж хорошо зара­ботал на ярмарке и, уезжая обратно в Астрахань на пароходе, на радостях к обеду заказал бутылку шампанского. Так она встала из-за стола и заявила мужу:

- Я тебе не шансонетка, чтобы ты меня шампанским при людях поил.

И она ушла в каюту, отказавшись от обеда. Вот как высоко она себя ценила, не желая в чем-либо походить на женщин, которых ее муж поил шампанским.       

Большинство богатых купцов в возрасте содержали на стороне какую-нибудь бедную девушку или вдову. Они поку­пали или строили им домишко где-нибудь на окраине города и, обеспечив их всем, приезжали к этим содержанкам, когда  им заблагорассудится, требуя от них верность, купленную за деньги».

Бесправное положение женщины было особенно заметно в крестьянских семьях. Жен били, но суды, как правило, отка­зывали им в защите и разводе. Избить жену не считалось чем- то предосудительным.

С начала XX века крестьяне устремились в города. Город­ская жизнь была комфортнее деревенской. Вместе с мужьями (или самостоятельно) перебирались и женщины. Они находи­ли там работу — становились горничными, кухарками, прач­ками. Это вело к разрушению семей.

Консервативные силы пытались насильственно удержать женщин в деревне. Собравшийся в ноябре 1911 года Всерос­сийский съезд Союза русского народа потребовал «ограни­чить выдачу паспортов женщинам деревенским без согласия мужей и отцов... ввиду бегства жен и дочерей в города, отчего терпит ущерб крестьянское хозяйство, а женское население развращается». Но жизнь стремительно менялась. Женщина, прежде нахо­дившая под властью мужа, жаждала личного счастья, для этого ей нужна была свобода в интимных отношениях. Отныне не только мужчины, но и женщины разрушали институт брака. Тайные адюльтеры случались всегда, но теперь женщны открыто уходили от мужей и начинали новую, самостоятельную жизнь.

ДИЗАЙН ЖЕНЩИНЫ. Книга-тренинг: постановка моделей поведения. фото
ДИЗАЙН ЖЕНЩИНЫ. Книга-тренинг: постановка моделей поведения.
Семенков Сергей Владимирович

«Женщиной не рождаются, ею становятся», - писала Симона де Бовуар.

Что это такое? Модели поведения - это набор навыков, как вести себя в той или иной ситуации. 

Эта книга - целая методика, следуя рекомендациям котором уважаемая читательница имеет возможность самостоятельно ставить и оттачивать модели поведения под ее личные цели и задачи.

"Существовали только четыре причины для развода, который давал духовный суд (см. работу Елены Владимировны Беляковой в книге «Женщины в православии». М., 2011).

Первая. Доказанное прелюбодеяние одного из супругов или неспособность к брачному сожитию.

Вторая. Судебный приговор с лишением всех прав состояния.

Третья. Безвестное отсутствие одного из супругов.

Четвертая. Обоюдное согласие супругов принять монаше­ство (если нет малолетних детей).

В судебном процессе требовались: показания свидетелей (двух или трех), письма, доказывающие супружескую измену, документы, свидетельствующие о наличии внебрачных детей. Но откуда же взяться свидетелям в таких деликатных делах? Кто свечку держал?

В знаменитом романе Льва Толстого адвокат объясняет си­туацию оскорбленному изменой жены Алексею Александро­вичу Каренину: «Дела этого рода решаются, как вам известно, духовным ведомством; отцы же протопопы в делах этого рода большие охотники до мельчайших подробностей... Улики должны быть предоставлены прямым путем, то есть свидете­лями».

И что же происходило? Привлекались мнимые свидетели, которые не моргнув глазом описывали то, чего в глаза не ви­дели:

«Актеры — два свидетеля, которые должны разыгрывать сцену перед консисторским трибуналом. Текст роли для обо­их почти буквально один. Вот этот почти постоянный текст, извлеченный из многих дел синодального архива: “Я с моим товарищем зашел к г. N, с которым имел дела. Прислуги не было, и мы прошли в залу... На диване... и т. д.” Дальнейшая роль неудобна для передачи».

Все знали, что это лжесвидетели, но до 1917 года ничего не менялось. С конца XIX века число разводов неуклонно росло, однако многие пары, желавшие разойтись, всё равно не могли этого сделать. Косвенный признак — число незаконнорож­денных детей. Каждый третий младенец в Санкт-Петербурге появлялся на свет вне брака.»[…]

«Собор обсудил доклад «О поводах к расторжению церковных браков».

Митрополит Сергий (Страгородский) призывал понять, что есть супруги, которым вместе жить нельзя и не надо их за­ставлять:

- Статистика показывает, что Россия по количеству муже­убийц занимает если не первое, то одно из первых мест во всём мире. Среди язычников, магометан наша христианская Русь стоит на первом месте по числу ужасных преступлений….  Один батюшка говорил о снохачестве. Что это такое? Смотреть на женщину как на рабу, которую можно не только бить, но и отдать бог знает на что. И это называется святость брака?...

Другие священнослужители менять ничего не желали:

- Супруг вправе просить о расторжении брака в случае покушения другого супруга на убийство супруга-истца. Но что значит покушение? Повышенный голос, взмах руки, сердитый взгляд — всё это можно подвести под покушение... Не забывайте нрава нашей деревни: она, как известно, не отличается утонченностью. Там бывают и такие случаи. Молодая девушка вышла замуж. Проходит несколько времени, и она жалуется, что муж ее не любит, так как ни разу не поучил, то есть ни разу не побил. И вот представьте: вдруг явится адвокат и надоумит - подай в суд, проси развода за причиненные истязания...

Поместный собор отверг предложение считать поводом к разводу жестокое обращение с супругом. Предупредил, что «брак, освященный Церковью, не может быть расторгнут гражданской властью».[…]

«Советская власть — в том числе и стараниями Коллонтай приняла важнейшие декреты: о восьмичасовом рабочем дне, о введении равной оплаты за равный труд для мужчин, и жен­щин, об охране материнства и детства. В первой советской конституции, принятой V съездом Советов в июле 1918 года, утверждался принцип равенства женщин с мужчинами в госу­дарственной, хозяйственной, культурной и общественно-по­литической жизни...

Но равенство оказалось равенством тяжких обязанностей.

Вводился так называемый «трудовой паек», что означало: нетрудящихся не кормить. В городах ввели всеобщую трудо­вую повинность, в том числе для женщин — с восемнадцати до пятидесяти лет. Начали с Петрограда, где первой же революци­онной зимой женщин отправили на расчистку улиц и железно­дорожных путей от снега. «Бездельниц» угрожали выселить из квартир. Колка дров, топка печек, таскание мешков, попытки раздобыть какую-то еду преждевременно состарили это поко­ление. Исключая тех, кто пристроился к новой власти.»

Млечин М.Л., Коллонтай., М., Молодая Гвардия., 2013 г., стр. 21-22,68, 161.