Выполняется запрос

Воспитание семейства по Томасу Мору

Автор:
Семенков Сергей Владимирович

«Возрождение и Реформация 16 в. заложили в Европе «основы современного знания как в области естественных и точных наук, так и в сфере гуманитарной... мысли». Заметные перемены в эпоху Возрождения произошли и в системе образования. Гуманисты признавали ценность образования, утверждая, что оно ведет к добродетели. Чем лучше образован Человек, считали они, тем более он добродетелен. Ученые-гуманисты первыми признали необходимость женского образования.

Большой вклад в развитие теорий, обосновавших необходимость женского образования в Англии в 16 в.‚ внесли такие выдающиеся ученые, Как Томас Мор, Хуан Луис Вивес и Эразм Роттердамский.

Великий гуманист Томас Мор (1478-1535) впервые озаботился проблемой женского образования, когда женился на очаровательной семнадцатилетней девушке. Поначалу он пытался заинтересовать ее музыкой и книгами, просил повторять содержание прослушанных в церкви проповедей. Однако подобные требования Мора вызывали недоумение у его супруги, поскольку в доме своих родителей она общалась только со слугами и учение было ей в новинку. Очень скоро юная леди стала скучать на занятиях, которые проводил с ней супруг, а затем и вовсе отказалась подчиняться его требованиям. Когда же Мор попытался урезонить свою жену, заставив ее сесть за книги, та ударилась в слезы и даже пригрозила, что покончит с собой, если и впредь ее будут принуждать к учебе. Тогда молодой супруг решил нанести визит родителям жены. По прибытии к родственникам Мор оставил жену в обществе ее матери и сестер, а сам уединился с тестем. Поделившись своими сложностями в семейной жизни Мор услышал в ответ следующее: «Я отдал свою дочь тебе, и она теперь полностью в твоей власти. Если же жена не подчиняется, то ты вправе её научить уму-разуму силой». Однако молодой супруг заявил, что предпочел бы повлиять на жену скорее с помощью авторитета отца, нежели стол крайними мерами. Тесть согласился побеседовать с дочерью. Он пригрозил, что отдаст ее в услужение к свирепому господину, если она не переменит своего поведения по отношению к мужу. Угроза отца подействовала, и семейная жизнь супругов постепенно наладилась. Их брак оказался счастливым. Они родили четверых детей: сына и трех дочерей. Всем детям Томас Мор дал классическое образование. Он нанял для них лучших учителей по латинскому и греческому языкам, философии, астрономии и математике. Кроме того, Мор самолично контролировал образовательный процесс своих детей. Когда он уезжал из дома по делам, то просил детей писать ему письма на латыни, в которых те сообщали бы о своих успехах в учебе. Мор переписывался и с учителями своих детей. Наставника дочерей Уильяма Госпеллу он самолично инструктировал: «На первом месте должна стоять добродетель, знания на втором, необходимо прежде всего привить девушкам уважение, богопочитание, милосердие ко всем, а также христианское смирение».

Т. Л. Лабутина, Воспитание и образование англичанки в 17 веке; СПб.: Алетейя, 2001. - 247 с. - (Pax Britannica), с. 15-16