Выполняется запрос
 

Исключительное значение самого себя - идея фикс Личности

Характерная ошибка психиатров: имея дело с ограниченной выборкой, они распространяют свои выводы на всю человеческую популяцию.
Да, среди изобретателей и учёных встречаются душевнобольные, но это далеко не все…

«Самым характерным свойством параноиков является их склонность к образованию так называемых сверхценных идей, во власти которых они потом и оказываются; эти идеи заполняют психику параноика и оказывают доминирующее влияние на всё его поведение. Самой важной такой сверхценной идеей параноика обычно является мысль об особом значении его собственной личности».

Ганнушкин П. Г. Клиника психопатий. — М. Север, 1933. — стр. 36–37

«Особое значение собственной личности» — конечно, именно это создаёт харизматическую готовность, представление об исключительности собственной миссии.

Как мы помним, это связано с ключевым моментом в биографии «героя», а именно с обретением призвания. Что касается «склонности к образованию сверхценных идей», то здесь тоже всё совершенно ясно.

В психотерапии чаще всего имеет место одновременное присутствие двух известных клинических феноменов этого круга. «Паранойя изобретения» сочетается с «паранойей борьбы», иначе говоря, харизматический автор психотерапевтической новации тратит множество усилий на преодоление препятствий на пути распространения своих идей.

Исключительная преданность идее, невозможность ей изменить, то есть в какой-то мере сверхценное к ней отношение, неизбежно входит в любой харизматический репертуар. Уточним, что и паранойя понимается здесь как метафора и харизматический отнюдь не должен быть ею непременно «болен» (впрочем, с другой стороны, это и не возбраняется). Такое уточнение необходимо тем более, что в качестве самостоятельной нозологической единицы эта болезнь давно, как известно, не трактуется, будучи «поглощена» другими, тоже вполне достойными.

Третья основная часть харизматической деятельности связана с разными ритуалами и, как выше отмечалось, с внимательным отношением к точному их соблюдению. Если в общественно-политической или религиозной жизни ритуал относится к сфере приветствий, посвящений и т. д., то в психотерапии ритуальная часть связана с техникой лечения и особое отношение к ней имеет для харизматика, да, впрочем, и для просто терапевта исключительно важное значение.

Напрашивающаяся здесь клиническая аналогия — это, конечно же, навязчивость, точнее, навязчивое действие, то есть нечто нам чуждое, что мы, однако, должны при определённых обстоятельствах обязательно и строго соблюдать, при этом — неизвестно зачем (навязчивые действия чужды здравому смыслу). Неисполнение точно и в срок грозит непонятными, но ужасными последствиями».

Сосланд А. С. Фундаментальная структура психотерапевтического метода, или как создать свою школу в психотерапии. — М.: Логос, 1999. — стр. 92

Дополнительная информация по теме: категория портала VIKENT.ru: «Психология креатива / творчества»