Выполняется запрос
 

Развитие личности в семейном коллективе

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

«Социальная микросреда личности определяется совокупностью тех контактных групп, в составе которых личность живет и действует. Абсолютное большинство людей включены в такие постоянные объединения, как семья, . и один из общественных коллективов (школьный учебный класс, студенческая учебная группа, производственная бригада, коллектив лаборатории и т. д.).

Велико влияние семьи на развитие личности в детские годы. Оно несколько ослабевает в юношеские годы (учение или работа вдали от дома, служба в армии), но не прекращается. Когда у молодых людей образуется своя семья, влияние внутрисемейных факторов на личность опять резко усиливается, но уже на новой основе. В итоге семья выступает одним из главных и непрерывно действующих элементов микросреды личности. Нет такого периода в истории семьи, в который внутренние процессы не оказывали бы влияния на формирование личности взрослого или ребенка.

Каждый вступающий в брак имеет определенные взгляды на семейную жизнь. Исследования показывают, что эти взгляды, установки, ожидания у абсолютного большинства советской молодежи являются в принципе одинаково прогрессивными, соответствующими нормам передовой морали. Однако в оценке тех или иных сторон семейной жизни между людьми имеются большие индивидуальные различия. С образованием семьи каждый из супругов стремится строить семейно-брачные отношения в соответствии со своими взглядами, потребностями, привычками и вкусами. Выработка общей стратегии поведения супругов — это сложный волевой процесс, связанный с переоценкой своих свойств и соответствующей их перестройкой. Качества личности и формы поведения, ранее свойственные каждому в отдельности, во многом изменяются и возникают новые, так как в семье существует постоянное взаимодействие уже двух разных характеров.

Если поведение супругов соответствует их общим моральным установкам, то частные противоречия, связанные с мелочами быта и привычками, преодолеваются. Анализ выявляет три основных формы такого преодоления:

  • взаимная намеренная переделка поведения того и другого в направлении к оптимальному положительному варианту взаимоотношений;
  • намеренная переделка поведения одного по образу поведения другого;
  • формирование терпимости и снисходительности к слабостям другого без существенной переделки сложившихся стереотипов поведения.

Но если у одного из супругов обнаруживаются поступки, несовместимые с идеалами, взглядами и волей другого, то возникают различные конфликтные ситуации, накладывающие отпечаток на всю систему взаимоотношений в семье.

Появление детей во всех случаях является радикальной проверкой духовной близости между супругами и их общественной направленности. Отношение к детям, существующее до этого лишь в идеальной форме, становится основой совершенно конкретной и весьма сложной деятельности по воспитанию, что объективно ведет к перестройке многих отношений. В норме эта деятельность лишь закрепляет сложившиеся ранее здоровые взаимоотношения. Основная масса советских семей — это здоровые полноценные социалистические коллективы. Но когда обнаруживаются разные взгляды сначала на организацию ухода за ребенком (кто, в какой мере, когда и как), а, главное, нежелание одного справедливо разделить все трудности воспитания с другим, тогда возникают наиболее серьезные противоречия и конфликты, потрясающие всю организацию семейной жизни.

гДЕ мотивация?! фото
гДЕ мотивация?!
Шушпанов Аркадий Николаевич

Сеть пестрит мотивацией. Крупнейший англоязычный интернет-магазин Amazon по запросу «мотивационные книги» выдает 50 000 названий.

Автор предлагает принципиально иной подход, где мотивации уделено весьма скромное место. Поднимаясь по уровням и шаг за шагом выполняя предложенную задачу, читатель получает конкретные навыки волевой тренировки, результатом которой могут стать не только более развитые волевые качества, но и конкретная написанная книга. Вроде этой.

Под нашим руководством Р. М. Капралова исследовала зависимость нравственно-волевого развития подростков от характера семейных отношений. В микрорайонах четырех школ г. Рязани она изучила 422 семьи, в которых были подростки 5–8 классов. Используя разные методы (наблюдение, беседы, обобщения независимых характеристик на семьи, составленные учителями, представителями родительских комитетов, производственных и общественных организаций и др.), она получила возможность разделить изученные семьи на определенные группы по критериям направленности и степени согласованности поведения между родителями. Затем был изучен уровень воспитанности детей, проживающих в этих семьях.

В итоге сопоставления данных обнаружилась прямая связь между обстановкой в семье и воспитанностью школьника. В семьях, где было больше благоприятных факторов для развития детей (единая общественная направленность родителей, согласованные требования к детям, рациональная организация быта и др.), дети, за редким исключением, характеризовались высокий воспитанностью, трудолюбием, волевой активностью, интересом к учению. В семьях же, где было больше всего противоречий и конфликтов между родителями, дети отличались импульсивностью, неорганизованностью, упрямством. Одни из них обнаруживали полное равнодушие к учению, другие были настроены к нему явно отрицательно, проявляя свою активность в общественно отрицательных действиях.

Нас интересовала прежде всего самая тяжелая форма конфликтов — затяжная, когда родители постоянно ссорятся, но по ряду причин (и прежде всего из-за детей) не могут порвать друг с другом. Такие конфликты и влияние их на развитие воли детей под нашим руководством изучал А. И. Ушатиков.

По материалам шестнадцати городских школ были выявлены «неблагополучные» семьи, имеющие детей школьного возраста, где происходили постоянные конфликты между мужем и женой. Хотя эти семьи составляли незначительный процент от всего количества семей, дети из которых учились в этих школах, они очень беспокоили общественность.

Изучение нравственно-волевой сферы этих школьников позволило выделить по волевым проявлениям четыре группы:

  1. школьники с положительно направленной и относительно развитой волей — 13%;
  2. школьники с положительно направленной и слаборазвитой волей — 37%;
  3. школьники с отрицательно направленной и сильной волей в отрицательных действиях — 30%;
  4. школьники с отрицательно направленной и слабой волей — 20%.

Исследование показало, что жизнь учащихся в конфликтной семейной среде сильнейшим образом травмирует их нравственно-волевое развитие. Только 13% изученных учащихся могли противостоять вредному влиянию конфликтов в семье. Положительное влияние школьной среды, источников культуры, товарищей, других людей (нередко соседей по месту жительства) для них оказалось сильнее беды в семье. Остальные 87% так или иначе морально и психологически пострадали от конфликтов. Третья и четвертая группы, то есть половина изученных учащихся,- это «резерв» для правонарушителей. А часть из них уже имеет приводы в комнаты милиции.

Младший школьник еще не понимает существа возникших конфликтов между родителями. Но сама повторяемость ссор и конфликтов, ярко выраженное недовольство друг другом, аффективное поведение родителей действуют угнетающе на психику школьника. Частые конфликты вызывают стойкие отрицательные эмоциональные состояния и неврозы, при которых волевая активность резко падает. Все изученные школьники занимались в школе намного хуже после очередного конфликта, чем в периоды относительно спокойной обстановки в семье. У одних наблюдалось состояние полной апатии ко всему, у других — неадекватная реактивность на обычные замечания учителей и товарищей. Этим детям трудно еще и потому, что товарищи по учебе часто не знают и тем более не понимают ситуации, в которой оказались эти дети, и выражают свои симпатии и антипатии к ним, ориентируясь на поведение в условиях школы. А они из-за систематических скандалов дома часто не могут проявить себя в школе с положительной стороны, поэтому чаще всего оказываются в положении «изолированных».

Чтобы исключить сомнения в выводах, А. И. Ушатиков взял в тех же школах по случайной выборке для массового изучения такое же число учащихся из «благополучных» семей (в той же пропорции по возрасту и полу, что и при основном изучении). По одним и тем же критериям с помощью учителей и воспитателей определялся уровень нравственно-волевого развития каждого школьника. Результаты этого исследования показали, что 95% детей из благополучных семей обнаружили положительную волевую направленность, тогда как среди учащихся из конфликтных семей она была отмечена только у 50%. Относительно развитую волю в положительных действиях имеют 77% школьников из благополучных семей и 13% детей из конфликтных семей.

Тем самым была доказана прямая зависимость развития волн младшего школьника и подростка от семейной среды и семейного воспитания. Это исследование убедительно показывает, что микросреда личности может при определенных условиях преломлять, изменять, искажать и задерживать положительные общественные воздействия на личность. А это серьезно влияет на процесс формирования психических свойств личности.

Современная подготовка молодежи к семейной жизни, повышение нравственного самосознания супругов, их ответственности перед обществом за воспитание детей являются главным условием превращения семьи в полноценный социалистический коллектив, в котором каждая личность имеет благоприятные условия для своего развития и чувствует себя счастливой».

Селиванов В. И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). — Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1992. — стр. 426–430