Выполняется запрос
 

Навыки, пригодившиеся для успешной университетской карьеры

Автор:
Тихонов Леонид Васильевич
Персоналия(ии):

ПРЕПОДАВАНИЕ ПОМОГАЕТ МЫСЛИТЬ ПЕРСПЕКТИВНО

Выдающиеся исследователи, наслаждающиеся ничтожной или отсутствующей преподавательской нагрузкой, возможно, пре­даются роскоши, которую мыслящий человек с трудом может себе позволить. Когда передо мной не стоит задача немедленно разобраться в противоречивых экспериментальных данных, мои мысли текут слишком вяло. Прекрасным стимулом для то­го, чтобы вплотную взяться за необъясненные результаты, слу­жит необходимость рассказать о них на лекциях. Лучшая ауди­тория для таких лекций — продвинутые студенты колледжа или магистранты и аспиранты, знающие достаточно, чтобы их ре­акция могла вызвать у вас внезапное озарение. В начале семиде­сятых, когда я читал лекции о репликации ДНК, представленияо которой тогда были довольно туманны, я внезапно понял, по­чему вирусные молекулы ДНК имеют избыточные концы, ко­торые соединяются друг с другом во время репликации. Идея, что это приспособление для копирования их концов, была слишком красива, чтобы оказаться неправильной.

ЛЕКЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УДРУЧАЮЩЕ СЕРЬЕЗНЫМИ

Не интересно ни читать, ни слушать часовую лекцию, в кото­рой нет ничего, кроме непрерывного потока сухих фактов или даже идей. В любых лекциях, докладах и выступлениях следует чередовать нетрудный для понимания и знакомый ма­териал с мыслями, которые усвоить сложнее. В Гарварде я все­гда старался придавать экспериментам, о которых рассказы­вал, человеческое измерение, дополняя лекции отступления­ми о людях и их качествах и давая моим слушателям возмож­ность представить себя на месте экспериментатора, где рано или поздно им и в самом деле предстояло оказаться.

ГОВОРИТЕ СТУДЕНТАМ ВСЕ КАК ЕСТЬ

В число моих лекций по углубленному курсу биологии в на­чале 1960-х регулярно входила одна, озаглавленная «Против эмбриологии». Ее основная мысль состояла в том, что изуче­ние многоклеточных организмов лучше отложить до тех пор, пока мы не разберемся в фундаментальных основах жизни, исследуя одноклеточные бактерии. Начало 1960-х было не лучшим временем, чтобы, например, пойти в Лабораторию морской биологии в Вудс-Хоул и изучать там морских ежей. Тex, кто пошел вместо этого в Колд-Спринг-Харбор, чтобы заниматься генами, ждало намного более яркое будущее. Это был не тот тезис, с которым согласилось бы большинство мо­их коллег, преподавателей биологии, и многие из них счита­ли, что с моей стороны неуместно заявлять такое студентам.

Ваш (не)послушный ребёнок фото
Ваш (не)послушный ребёнок
Крылова Маргарита Геннадьевна

В мире сейчас чуть больше двух миллиардов детей. И с каждым, хотя бы иногда, возникают проблемы. 

Нередко считается, что воспитание – нечто вроде искусства, которое невозможно и даже вредно стандартизировать. Автор легко может поспорить с таким подходом. Целые полки книг и личный опыт множества родителей позволили собрать несколько сотен примеров воспитательных приемов для детей раннего возраста.

Оказалось, если обобщить, то приемов воспитания всего семь. И эти приемы помогают решить всего шесть воспитательных задач.

Но, приукрашая и замалчивая, мы никуда не придем и плохо подготовим студентов к тому, что ждет их в будущем.

ПООЩРЯЙТЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Если лабораторные столы были свободны, я немедленно при­нимал способных студентов колледжа, жаждавших проводить исследования под моим руководством. Многие из них еще не определились, идти ли им дальше в магистратуру или в меди­цинский колледж, и им полезно было самим увидеть разницу между научной работой и работой в клинике. Кроме того, участие в исследовательской группе позволяло им убедиться, что для науки личные качества часто не менее важны, чем ум­ственные способности. Это правда, что для успешного заня­тия наукой нужны способности определенного рода. В лабо­раториях нередко можно встретить людей, чьи исключитель­ные таланты могут никогда не проявляться на экзаменах. Они оживают лишь тогда, когда перед ними стоит вопрос о «новом неизвестном», а не о «старом известном».

ПОСВЯЩАЙТЕ СЕМИНАРЫ СВОЕГО ФАКУЛЬТЕТА НОВОМУ В НАУКЕ

О качестве факультета обычно можно судить по еженедель­ным семинарам. Научные знаменитости обычно готовы при­ехать куда-то лишь в том случае, если видят в этом пользу для себя. Семинары, на которые не удается привлечь широкую студенческую аудиторию, скорее всего, окажутся скучными и для аудитории, состоящей в основном из сотрудников, при­шедших туда лишь для поддержания чести факультета. Для проведения семинаров лучше всего приглашать представите­лей зарождающихся научных дисциплин, еще не утвердив­шихся в вашем университете. Выбирая для проведения семи­наров преимущественно своих друзей из числа старших со­ трудников, вы рискуете дать студентам лишь то, что у них уже есть. В большинстве случаев следует доверять кому-то из младших сотрудников договариваться с человеком, от которо­го можно ожидать блестящего семинара, и опекать его, когда он приедет. У младших сотрудников больше времени и моти­вов хорошо справиться с этой работой, поскольку они ценят возможность встретиться с ученым, чьи мысли в состоянии обогатить их интеллектуальную жизнь.

ВОЙДИТЕ В СОСТАВ РЕДКОЛЛЕГИИ НОВОГО ЖУРНАЛА

Состав редколлегии давно существующего журнала слишком редко меняется, чтобы отвечать запросам новых научных дис­циплин. Новая дисциплина создает новый образ мыслей и требует нового журнала. Редакторы, живущие прошлым, не всегда могут по достоинству оценить значение нового в науке и часто даже не знают, к кому обращаться за рецензией. Про­шло всего шесть лет от открытия двойной спирали до основа­ния Journal of Molecular Biology. Поначалу я сомневался, стоит ли входить в редколлегию и тратить время на то, чтобы отде­лять зерна от плевел. Но когда главным редактором стал спе­циалист по кристаллографии белка Джон Кендрю, мне стало ясно, что этот журнал будет привлекать статьи высокого каче­ства. За взятую на себя ответственность следить за тем, чтобы важные новые идеи публиковались как можно быстрее, я был вознагражден возможностью одним из первых извлекать пользу из знакомства с этими идеями.

НЕМЕДЛЕННО ПУБЛИКУЙТЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ

Мы совершили большую ошибку, когда не стали сразу публи­ковать данные о сделанном в нашей лаборатории в феврале 19бо года открытии информационной РНК фага Тг. В то вре­мя мы с Уолли хотели еще немного дополнить эти данные, продемонстрировав одновременно и существование инфор­мационной РНК кишечной палочки. Но эта задача оказалась намного сложнее, чем мы ожидали. Тем временем в Кембрид­же в конце апреля Сидни Бреннер и Франсуа Жакоб незави­симо пришли к концепции информационной РНК, и Сидни вскоре доказал ее существование, проведя эксперименты в Калтехе вместе с Мэттом Мезельсоном. Хотя наши работы бы­ли опубликованы одновременно, Сидни рассказывал, что я задержал его публикацию, из-за чего другие коллеги решили, что наши гарвардские эксперименты были производным от их экспериментов. На деле же наши были проведены на четы­ре месяца раньше.

ПУТЕШЕСТВИЯ ДЕЛАЮТ НАУКУ ЛУЧШЕ

В каком бы престижном научном учреждении вы ни работа­ли, в любой отдельно взятый момент действительно важные для вашей специальности вещи с большой вероятностью дела­ют где-то в другом месте. Если вы живете в Бостоне, это не значит, что вам незачем постоянно быть в курсе, что происхо­дит в других горячих точках науки, таких как Стэнфорд, Кал­тех или Ла-Хойя. Отказываясь от выступлений перед другими аудиториями, вы вредите собственному будущему. Выбираясь за пределы своей территории, вы можете встретить способ­ных аспирантов и постдоков, которые сумеют усилить вашу команду. Если вы знакомитесь со способным исследователем по его статьям, вероятно, его взял на работу кто-то другой. Если вы разъезжаете слишком много, это, естественно, приво­дит уже к обратным результатам. Старайтесь никогда не отме­нять своих лекций по ключевым курсам. Но когда таких лек­ций у вас нет, стоит тратить время на то, чтобы знакомиться с продвинутыми исследованиями в других местах.

Уотсон, Дж. Избегайте занудства. Уроки жизни, прожитой в науке / ДЖЕЙМС УОТСОН; пер. с англ. П. Петрова» — М.: Астрель: CORPUS, 2010. — 463 [1] с. — с. 208–212