Выполняется запрос
 

Этика «Творческого коллектива»

0. Предисловие: 

Этика - термин древний, обросший массой смыслов - в том числе и глупых. 

Задам рамки, в которых этот термин будет пониматься в данной работе. 

В широком / философском смысле этика должна отвечать на вопрос: в чем есть благо / добро? Чтобы к этому добру стремиться. 

В этой работе речь пойдет об этике, как о системе норм, принятых внутри результативного коллектива / сообщества. 

То есть, я исхожу из того, что этик может быть много  и не всегда то, что привычно с “человеческой” точки зрения, хорошо для достижения Результата. 

Изучая вопрос,  я пришел к выводу, что вопрос этики по-разному, но остро стоит в различных социальных группах: от небольшого бизнеса до международных движений, и во многом влияет на их жизнеспособность. 

Удивительно, что критически мало работ посвященных не поиску “добра в принципе”, а двум вопросам:

  • Какая система норм оптимальна для малой / большой группы исходя из стоящих задач?
  • Как сформировать эту систему норм и, что ещё важнее, как эту систему изменять / корректировать?

Далее мы будем говорить о создании оптимальной системы норм для коллектива Интеллектуалов, созданного для решения творческих задач “на потоке”. 

В основе материала: работы Г.С. Альтшуллера, изучение эффектов ТРИЗ-движения, авторский опыт создания творческих коллективов (как для своих проектов, так и “на заказ”), а так же литература по истории творческих коллективов и команд / социальных движений / творческих проектов (более 500 источников). 

ВАЖНО: в этой работе не ведется речь о командообразовании, личностном росте, психологических тренингах и т.п.     

 

1. Некоторые особенности формирования творческих коллективов.

Формы объединений могут быть разные (например: Типы творческих коллективов (ТК) по И.Л. Викентьеву), где важна мысль: ошибки / оптимальные решения в них так же отличаются. 

Поэтому сразу разграничим: 

 

Творческий коллектив

Социальное движение

Коллектив интеллектуалов

Количество участников

Как правило несколько человек (редко больше двух)

Большое количество участников (не редко по всему миру)

10 - 15 человек.

Качество участников

В составе есть Творческая личность (в понимании Г.С. Альтшуллера)

Интеллектуальный / творческий уровень участников очень отличается - вплоть до нескольких порядков.

Критически важен минимально-профессиональный уровень всех участников.

Уровень организации

Возможно равноправие участников. 

Сложная структура и иерархическая система.

Всегда должно быть ядро = основатель / модератор. 

Решаемые задачи

Творческие задачи высокого уровня.

Творческая личность обычно участвует в постановке проблемы, а движение действует без неё, тиражируя проблему / решение. 

Создается для решения определенных классов профессиональных задач (“под проект”).

В этом материале далее речь идёт о “Коллективах интеллектуалов”.

 

2. Этические нормы, критичные для отбора.

В формировании малых групп Интеллектуалов есть существенное отличие от социальных движений. В социальных движениях, например, одна из выигрышных стратегий - набор большого количества участников и сортировка их по качественным уровням. То есть, применение находится как низшим, так и высшим, или же принимаются меры, чтобы ошибки низших не влияли на качественные параметры самого движения. Для коллектива интеллектуалов это проигрышная стратегия.

В малых же группах важен средний качественный уровень каждого участника, поэтому неизбежен жесткий отбор. 

Есть ряд этических норм, критичных для организации Интеллектуалов, корректировать которые не эффективно (исходя из затрат времени - результатов). Хочу заметить, что “неисправимость” участников нарастает с возрастом, в связи с чем стоит делать ряд поправок, если Вы работаете с подростками.

Вот некоторые из таких норм:    

֍ “Я один из …“ - этика принадлежности.

Речь о том, что для человека принадлежность к прослойке / организации / убеждениям и прочее, как они говорят, “близка по духу”.

Проблема же заключается в том, что эта принадлежность - самоцель (форма психотерапии). Такие люди - хорошие адепты, но не более того, к Делу они не способны. Их максимум - различные формы поддержки лозунгов / идей (часто без понимания их смысла). На длинной дистанции начинают вредить - пример “внедрение” ТРИЗ в детские сады и начальную школу. 

В социальных движениях можно использовать во благо.  

֍ “Скажите мне точно…”.

Для человека норма, что всему есть одно единственное объяснение и, как правило, оно у него есть по всем вопросам. Хронически не способен на многоходовки (хоть и утверждает обратное). Высшее образование не помогает. Бесперспективно стягивают на себя общее время / силы.

֍ “Я скоро начну / сделаю / приеду …” - непроработанность.

Для человека нормально НЕ сделать обещанное, НЕ выполнить задание и куча других НЕ+глагол. Судя по всему, идет из детства и выражается в полном отсутствии воли. Способен работать лишь при постоянном надзоре и администрировании.

֍ “Люди есть главная ценность / всё должно быть по-людски”.

Опыт подсказывает, что дальше идет строчка “А я - человек, значит, я тоже автоматически Ценность”. В малой группе ценность не люди, а их вклад в Результат и исполнение принятых в коллективе норм. 

“Человекость” - разлагает коллектив, т.к. именно ею прикрываются все грехи...

֍ “У каждого есть мнение...”.

Продолжение предыдущей нормы, если все “люди ценность-1 сами по себе”, то и их мнение тоже ценность-2… Дурно трактуемая демократия.

Очень сложно выбивается, в особенности в совокупности с другими критичными нормами.

֍ “Как-то же надо жить… / что-то кушать...” 

Человек готов посвятить всего себя Делу, если некто решит ВСЕ его бытовые и денежные сложности, по крайней мере, он в это десятилетиями верит... 

Реально это очень удобное самооправдание хронической лени. 

Результат от такого человека маловероятен.

֍ “Главное в жизни - семья / дети / чтобы все были здоровы”.

Чаще всего свойственно женщинам. Если будет стоять выбор Конференция, к которой готовились полгода и утренник ребёнка / чей-то день рождения / капризы супруга, - выбор будет сделан в сторону последних. 

Начинает проявляться с мелочей, прикрываясь “по-людски” - см. выше пункт , затем переходит в хроническую фазу.

֍ “Должно быть чувство прекрасного / душа…”. 

Всё лучшее и ценное произрастает / можно найти внутри человека / в глубине души и т.д. “А подойди-ка с лаской к ней - откроешь клад, который не искал”.

Мощная психологическая защита, после тридцати лет почти непробиваема.  

Опережая возмущения, добавлю: носители этих этических норм могут быть добрыми людьми и в каких-то формах нести пользу себе и месту своей работы. Но! Для творческого коллектива, нацеленного на решение небанальных задач - бесполезны и/или вредны. 
Поэтому, целесообразно не усложнять себе и ТК жизнь на старте проекта...

Также отмечу, что есть ряд этических норм, которые не считаются добродетелью в обществе, но: 

  1. относительно легко поддаются коррекции, 
  2. перенаправляются в эффективное русло.

 

3. Этические нормы внутри творческого коллектива. 

Соответственно, есть система этических норм, направленных на результативность и жизнеспособность коллектива Интеллектуалов. 

О некоторых из них ниже. 

Перечислены далеко не все нормы, кроме того, стоит учитывать, что речь об оптимальной модели. В реальности могут быть различные комбинации (в том числе с корректировкой под задачу).

 

3.1. Этика модератора / организатора коллектива. 

1. Компетенция организатора.

Суть в том, что модератор должен побороть свое желание понравиться и не вылезать за рамки своей компетенции. Области некомпетенции / незнания должны быть оглашены и превращены в исследовательские / открытые задачи.

2. Нагрузка организатора всегда выше коллектива, даже если это не ценят / понимают.

Условное правило: работоспособность участников равна работоспособности модератора поделенной надвое. 

И да, “спасибо” могут не сказать. 

3. Организатор работает со всеми Участниками коллектива (даже если не все из них ему нравятся).

Каждый “двоечник” вредит коллективу, поэтому необходимо держать минимальный уровень результативности.

4. Нарушение этики наказуемо (даже если нарушитель “свой”).

Как бы нечеловечно это не звучало, этика моментально “вылетает в трубу”, если не наказывать за её нарушения (другой вопрос, КАК наказывать). 
Это частая беда законодательных норм, особенно в России.

5. Организатор не может нарушать этические нормы, принятые в коллективе.

Организатор - эталон этики (особенно в начале), все вредные привычки / компромиссы будут восприняты коллективом, как допустимость нарушения.

6. Организатор осознает все риски.

Если человек ожидает похвалы, быстрых результатов и прочих психотерапевтических радостей, ему лучше за это не браться - сначала он “съест себя”, а потом коллектив.

А.С. Макаренко считал, что некоторых подростков из коллектива надо гнать!

7. Человек / личность - не является ценностью, даже если он приятен лично организатору. 

Участник не заслуживает особого внимания / снисхождения / выделения, если он давний знакомый, больше всех Вас поддерживает или же - симпатичная женщина... 

 

3.2. Этика коллектива. 

1. Коллектив - это оболочка (система), созданная для развития и Результатов (с большой буквы), а не для: развлечения, отвлечения, поиска сексуального партнёра и разговоров по душам и т.п.

Развлечениями / психотерапией проще держать коллектив и зарабатывать деньги, но это взращивает лень. 

Мечты о том, что развитие может быть в форме развлечения - всего лишь мечты (если мы говорим о Творчестве). 

Плюс, на развлечение люди очень легко “подсаживаются” и остальное перестают воспринимать. Характерная цитата: “Вот в прошлый раз было весело / интересно, а сегодня что-то больно тяжело...”.

2. На демократию имеют право те, кто делят риски (как правило это организатор).

Проверено: игры в “демократию” с теми, кто не берет на себя ответственность, заканчиваются хаосом. 

3. Коллектив повышает ценность каждого отдельного участника.

Участнику даются возможности / инструменты для быстрого профессионального роста, поэтому он должен воспринимать коллектив именно так. 

4. Следовательно, действия Участников - это не одолжение коллективу, а принятые на себя обязанности / контракт.

Нередко встречаются Интеллектуалы, которые в скором времени начинают претендовать на “свой вклад” и “я же это придумал”. 

Важно изначально вводить в норму, что без вклада Участник коллективу не нужен. Кратко: систематический вклад = норма. 

5. Участник не интересен коллегам, как личность, интересны его результаты.

Необходимо пресекать бытовые байки / сплетни / истории из жизни, не связанные с Делом, поскольку всё простое быстро “перетягивает одеяло” на себя. 

6. В коллективе не приняты статусы, поэтому результаты должны воспроизводиться.

Люди склонны останавливаться на первом небольшом успехе / результате и требовать за это “должного к себе уважения”. 

Например, в ТРИЗ-движении пересказ текстов Г.С. Альтшуллера почему-то считался “преподаванием ТРИЗ”...

Такие вещи стоит пресекать, они ведут к застою сначала одного Участника, а затем всего коллектива. 

7. Время каждого Участника - ценность.

В данном случае норма относится к распорядку работы коллектива, все затраченное время должно иметь максимальную пользу для Дела. 

Например, на конференциях “Стратегии творчества” в Санкт-Петербурге вообще нет обеденного перерыва и есть высокий темп подачи материала, даже если Участники устали...

 

3.3. Этика поведения Участников.

1. Время Коллег - ценность!

Большинство людей привычны тратить чужое время, от плохо подготовленной рукописи для вычитки, до разворачивания целых “проектов” поглощения времени. Такие действия нужно выводить за рамки нормы. 

2. Межличностное общение с коллегами - НЕ ценность для коллектива.

Увы, когда люди начинают дружить на уровне бытовых интересов в Коллективе самозарождаются интриги…  

3. Мы уважаем трудолюбивых Коллег (даже если они не нравятся как личности / я с ними не согласен).

Данная норма может быть поставлена на этапе отбора, но так или иначе личностные / стереотипные оценки и реакции могут всплывать со временем. 

4. Эмоции / мнения / возражения / критика в отношении Коллег и их работы - НЕ имеют ценности, если Вы не в состоянии их подтвердить.

Нарушение этой нормы в скором времени начинает сжирать время очных встреч и, по сути, может продолжаться до бесконечности (естественно, без Результатов).

5. Я делюсь своими ошибками / задачами / решениями, а не “богатым жизненным опытом”.

Участники раз в неделю делятся наработанным за неделю, и большинству не просто перейти от импульсивных оценок к более структурированной информации. 

Опасность в том, что эта норма может вырастить в Участниках стеснения / неуверенность, характерная фраза: “да что тут такого, я решил этим не делиться”. 

 

3.4. Этика деятельности Участников.

1. Я пришел в коллектив заниматься Делом, если я этого не делаю, то зачем мне коллектив и я коллективу?

Очень важно, чтобы ежедневная деятельность не превратилась для Участника в школьное домашнее задание, которое не хочется делать, но надо. 

2. Я работаю над Делом ЕЖЕДНЕВНО.

Очень непривычная для большинства вещь, на первых порах приходится ставить это в привычку и принимать ежедневные отчеты (нагрузка, естественно, на модераторе).

3. Я понимаю, что Дело требует времени, поэтому я высвобождаю его, отказываясь от других дел.

Как показал опыт, без конкретной жертвы в виде отказа от привычного / бытового времяпрепровождения, настроиться на ежедневную работу средний интеллектуал с высшим образованием не в состоянии.  

4. Результативность - это не выполнение одного, приятного мне, дела, а выполнение множества дел, которые важны для коллектива.

Характерная фраза: “Но я же прочитал нужное количество книг!?”, а кроме этого нужно было сделать: массу не интеллектуальной текучки, подумать над задачей Коллеги, сделать список вопросов к рукописи и т.д. 

Без многозадачности эгоизм не выбивается. 

5. Оправданий для невыполнения дела - НЕТ (все взрослые люди).

Увы, взрослые люди любят и умеют превращаться в школьников, со свойственными им оправданиями…

6. Моя деятельность вне коллектива - может быть полезна Коллегам. 

Тут стоит отметить, что данная норма годится для неформальных коллективов с разнородными людьми. При построении коммерческой структуры эта норма может не пойти в пользу.

7. Помогать Коллегам в их проектах - ценность. 

Одна из сильных сторон в работе коллектива - это дополнение работ коллег примерами, собранными во время работы над своей темой. 

Нетрудно предположить, что на этом узле принято лениться. 

 

4. ВЫВОДЫ:

1) Есть миф, в который почему-то верит масса людей с высшим образованием, что они способны самостоятельно организовать свою новую деятельность по достижению Результатов городского / областного уровня. 

За единичными исключениями - это не так.

2) На старте нового проекта хорошо бы понимать: есть действия Участников, ведущие к Результату, а есть отвлекающие или даже мешающие. Эмоции, инстинкты, бытовые привычки и самооправдания телезрителя - НЕ работают в Творческом коллективе и очень быстро сводят все усилия организатора на нет.

3) На “длинных дистанциях” (месяцы-годы), как правило, нужны системы контр-инстинктивных / непривычных решений, в том числе особая система этических норм малой группы.