Выполняется запрос
 

О советской философии и философах

Автор:
Викентьев Игорь Леонардович

«... весной 1954 г. молодые преподаватели МГУ Ильенков и Коровиков выставили на обсуждение этот тезис, декан философского факультета профессор  В.С. Молодцов произнёс незабываемую фразу, наверное, самую содержательную из всех sanctae simplicitatis советской философии: 

«Куда они нас зовут, Ильенков и Коровиков? Они зовут нас в душную сферу мышления, но мы туда не пойдём».

(Баранец Н. Г., Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XX веке, Ульяновск, 2008 г.,  с. 108). […]

Физики купались в лучах мировой славы своих героев и полубогов и с легкой руки фельетонистов потешались над лириками и философами. Но это свидетельствовало лишь об их вопиющей наивности.

Просто в какой-то момент начальство должно же было осознать то, что в XVII веке реализовал могущественный министр Франции Кольбер: собрать причудников в Академию наук и кормить их с рук - в расчете на то, что в один прекрасный день они решат-таки квадратуру круга, а попутно изобретут атомную бомбу.

Чего они по наивности не заметили, так это того оскорбительно ясного факта, что именно им, приласканным властью лауреатам и пользователям спецраспределителей, приходилось-таки зубрить философию, а при случае и получать нагоняй за недостаточно твёрдое её знание.

Подтрунивать над коллегами с философских кафедр они могли сколько угодно, но сдавать экзамен по философии приходилось все-таки им, а не философам - по физике. […]

Ещё раз: основной постулат советской философии укладывался в формулу: не думать, а знать. Параллельно с теологическим постулатом: не думать, а верить. По сути, советский философ знал то, во что христианский богослов верил, с той разницей, что один верил в то, что знал, а другой не знал, во что верил.

Особенно впечатляющим выглядело это знание в приложении к истории философии.  […]

Когда я работал в Институте философии в Ереване, в нашем отделе (диалектического материализма и философских вопросов естествознания) некоторое время подвизался немолодой уже аспирант, пишущий кандидатскую диссертацию о Платоне.

Он доказывал в ней, что Платон был материалистом и атеистом и лишь вынужденно прикидывался идеалистом в условиях афинской тирании. При обсуждениях его доводы сопровождались хохотом, но его это не смущало...»

Свасьян К.А., О советской философии, в Сб.: Проблемы и дискуссии в философии России второй половины XX века: Под ред. В.А. Лекторского, М., «Политическая энциклопедия», 2014 г., с. 61-62.

Дополнительная информация по теме: «Критика философии»