Выполняется запрос

Обход Автором советской цензуры

Автор:
Викентьев Игорь Леонардович

«Далее речь идёт о 2-м издании книги:  Белинков Аркадий, Юрий Тынянов, М., «Советский писатель»,  1965 год.

«Невероятно, но факт: цензорский номер А13113 на втором издании не означал, что именно оно и было разрешено. […]

Вторым изданием «Юрия Тынянова» занималась Марина Малхазова. Вместе с нею в редакции критики и литературоведения издательства «Советский писатель» работали ещё два незаурядных и смелых человека - секретарь редакции Маира Акмальдинова и старший редактор Лев Шубин. 

Все трое стали добровольными сообщниками, а потом и преданными друзьями Аркадия. Если бы не они, то второго издания, в том виде, как оно осуществлено, не было бы. 

Маира, ветеран Отечественной войны, разработала подробную стратегию и тактику «подпольного» прохождения рукописи. Она точно рассчитывала, в какой момент нужно внести авторские исправления в рукопись после того, как её просмотрит заведующая редакцией Е. Конюхова. Она внимательно следила, когда можно заменить соответствующие страницы в наборном экземпляре после перепечатки их в машинописном бюро. Лёва координировал действия Аркадия и Марины, на голубом глазу убеждая Конюхову, что «так можно сказать» и никаких подводных камней в тексте нет.

В это время Аркадий и переосмыслил книгу как часть трилогии о трёх различных типах поведения творческой личности в тоталитарном государстве. Один сдаётся и служит, другой нейтрален, третий сопротивляется.

Когда Аркадий довел сильно распухшую рукопись до желаемой кондиции, оставалось самое опасное - провести переоснащённый корабль через Сциллу издательства и Харибду цензуры. 

И тогда наши друзья поставили на обороте титула, как это и полагалось, «издание второе», при этом «забыв» добавить: «исправленное и дополненное». 

Цензор второго издания, номер А13113, в руки которому попало повторное издание, доверился цензору первого, номеру А 09255. «В набор». 

Рукопись ушла в типографию. Наборщики не подвели, не донесли: то ли не поняли, с чем имеют дело, то ли разобрались и исподтишка одобрили. Книгу сверстали. 

Потом на вёрстке появился прямоугольный штампик  «В печать». […]

Телефонный звонок! Снимаю трубку: Маира. В редакции получены сигнальные экземпляры. Без портрета. Успели до пересмотра планов!  Взрыв рыданий на обоих концах телефонного провода. Как самозабвенно мы плакали!!! Тираж, такой невыгодный с точки зрения хозрасчёта, - 4000 экземпляров - отправлен в книжные магазины. 

Через полчаса книгу невозможно достать.

Спрос на книгу был большой. Тираж для тех времён неправдоподобно маленький. Рецензии положительные. У Аркадия появилось искушение попробовать ещё раз. «Советский писатель» объявил, что в третьем квартале 1968 года будет осуществлено третье издание «Юрия Тынянова». В Отделе распространения мне сказали, что заявки тянули на массовый тираж, но таковой Белинкову был не по чину. На этот раз тираж установили в 20 000 экземпляров».

Белинкова Н., Цензорный номер вместо лагерного / Белинков А., Белинкова Н., Распря с веком (В два голоса), М., «Новое литературное обозрение», М., 2008 г., с. 166-167.

Дополнительная информация по теме: «Власти как внешние обстоятельства против Творческой личности»