Выполняется запрос
 

Этика консалтинга

Автор:
Викентьев Игорь Леонардович

Первоначально этот текст написан психоаналитиком, но может быть полезен практикующим консультантам:

«Чего нельзя? Между двумя сессиями у Вас появилось 15 свободных минут, и Вы решили выпить кофе, не покидая свой кабинет, а Пациент появляется на несколько минут раньше и приоткрывает дверь... Нормальное человеческое желание, даже просто из вежливости, предложить ему чашку кофе, тем более что он также, скорее всего, только что с работы. Но лучше этого не делать и попросить его подождать несколько минут, до начала сессии.

Вы обедаете в соседнем кафе, а Ваш Пациент также перед сессией или даже просто потому, что живёт по соседству, «забежал» туда же, и вежливо интересуется, может ли он присесть рядом с Вами. Целесообразно ответить, что Вы как раз обдумываете очень важный вопрос и Вам хотелось бы побыть одному (первую часть ответа можно пропустить, ограничившись последней).

Вы пришли в гости к старому другу и обнаружили, что и Ваш Пациент также среди приглашённых. Придётся найти повод, чтобы уйти при первом удобном случае. Если за Вас это сделает Пациент, так же как и в случае, если Вы останетесь оба, это только усугубит ситуацию и существенно осложнит Вашу последующую работу (и эффективность терапии для Пациента, а мы обязаны всегда действовать в его интересах).

Вы вышли из Вашего офиса, одновременно обнаружив два неприятных факта: на улице идет дождь, а у Вас нет зонта. Напротив входа в офис открывается дверца автомобиля и пациент (только что покинувший Ваш кабинет) предлагает подвезти Вас домой. Сошлитесь на то, что вы очень любите прогулки под дождем.

Пациент, сидя в комнате для ожидания, случайно услышал Ваш разговор по телефону, где Вы выражали сожаление, что сегодня вечером никак не можете кого-то встретить на вокзале или что-то где-то забрать. Как приличный человек, который относится к Вам с искренним уважением - пациент предлагает сделать это за вас: он как раз совершенно свободен после сессии. Поблагодарите и скажите, что эта проблема уже разрешилась.

Пациент предлагает провести одну из сессий в дорогом клубном ресторане, где обстановка располагает к доверительной беседе, а он - к тому же ещё и совладелец. Или ещё более экзотичный вариант: пациент звонит Вам из Лондона и, ссылаясь на занятость, невозможность его приезда и острую потребность хотя бы в двух сессиях, просит Вас («если хотите с супругой») прилететь на выходные, номер люкс в 5-звёздном отеле для Вас уже заказан, все расходы компенсируются. Естественно, всё это не принимается.

Главное правило - никогда ни о чём не просить Пациента и - по возможности, не допускать никаких контактов с ним вне сессий. 

Эти ситуации описываются так подробно, хотя их перечень далеко не полон, так как они встречаются достаточно часто и за ними скрывается присущее почти всем Пациентам желание и даже потребность сближения с Терапевтом (а на профессиональном языке это именуется нарушением границ терапии), в результате чего Вы можете стать просто знакомыми, возможно - на какой-то период даже любовниками (что ещё хуже), весьма сомнительно - что друзьями, но функции терапевта Вами будут, безусловно, утрачены.

Терапевтические границы - это очень многогранное понятие, и соблюдение сеттинга: времени прихода и ухода Пациента, своевременная оплата, выражение любых чувств и эмоций в процессе сессии, но только в их вербальной форме - лишь отдельные составляющие этих границ».

Решетников М.М., Трудности и типичные ошибки начала терапии, СПб, «Восточно-Европейский Институт Психоанализа», 2009 г., с. 55-57.

 

Дополнительная информация по теме на портале VIKENT.RU: «Отличия научного и бытового мышления»«Креативный консалтинг»