Выполняется запрос
 

Эстетические принципы проектирования

Автор:
Романов Александр Олегович

В своей работе художник-конструктор должен учитывать, как было указано выше, объективные закономерности формообразования. Но он должен обеспечить не только полезность вещи, но и создать ее красивой, соответствующей стилю, моде, современным эстетическим вкусам, т. е. взаимоувязать в одном предмете пользу и красоту.

Польза и красота в различных предметах выступают в разных соотношениях. Значения весового соотношения утилитарных и эстетических качеств, которые определены двадцатью экспертами-профессионалами, приводит М. В. Федоров в работе [17] (табл. 6.1). В свою очередь авторами настоящего пособия была организована аналогичная экспертная оценка изделий студентами Белорусского технологического института имени С. М. Кирова.

В эксперименте участвовало 100 студентов IV курса (будущие инженеры-механики), в основном юноши. Средний возраст группы — 22 года. Экспертная оценка изделий студентами проводилась в 1977 г., спустя около 10 лет после эксперимента профессионалов. Студенты не знали результатов экспертных оценок профессионалов, но достаточно хорошо понимали сущность эксперимента. Результаты его приведены в табл. 6.1.

Сравнение результатов экспертных оценок профессионалов и студентов показывает правильное понимание последними соотношения утилитарных и эстетических качеств в различных предметах. Учитывая это, мы приводим студенческие оценки и ряда других бытовых и технических изделий, по которым профессионалами оценки не давались.

Небезынтересно отметить желание молодежи видеть красоту и в сугубо утилитарных предметах, при этом оно проявляется более сильно, чем у профессионалов.

Соотношение пользы и красоты в одном предмете должно учитываться при проектировании. В тех случаях, когда основное значение имеет «польза» (станки, приборы, ручной инструмент и т. д.), должен преобладать функциональный подход в проектировании, но при соблюдении композиционно-стилевых требований. Эстетическое освоение таких изделий, их красота порождаются совершенством конструкции, правильно организованной функцией. Такую красоту создает главным образом инженер.

При проектировании изделий с преобладанием в них «красоты» (сувениры, многие изделия культурно-бытового назначения) начинает возрастать, а иногда становится главным художественный поиск формы, следование стилю и моде. Но при этом не должны пренебрегаться технические факторы формообразования.

Для различных изделий перечисленные условия выступают в разнообразных сочетаниях, и это требует в каждом конкретном случае определенного подхода при решении задач проектирования.

Табл. 6.1. Значения коэффициентов весомости «пользы»
и «красоты» в технических и бытовых предметах
Изделия   Польза Красота
Профессионалы Студенты Профессионалы Студенты
Минимум Максимум Средняя Средняя Минимум Максимум Средняя Средняя
Электролампочка 0,90 0,95 0,92 0,88 0,05 0,10 0,08 0,12
Канистры 0,85 0,95 0,90 0,88 0,05 0,15 0,10 0,12
Пылесос 0,70 0,95 0,80 0,69 0,10 0,20 0,20 0,31
Холодильник 0,60 0,80 0,70 0,68 0,20 0,40 0,30 0,32
Телевизор 0,50 0,70 0,65 0,57 0,30 0,50 0,35 0,43
Зимнее пальто 0,40 0,60 0,50 0,52 0,40 0,60 0,50 0,48
Туфли модельные дамские 0,30 0,55 0,42 0,32 0,45 0,70 0,58 0,68
Запонки 0,10 0,25 0,17 0,23 0,75 0,90 0,83 0,77
Галстук 0,05 0,15 0,10 0,13 0,85 0,95 0,90 0,87
Ваза декоративная 0,00 0,10 0,05 0,12 1,00 0,90 0,95 0,88
Лопата       0,88       0,12
Круглопильный станок       0,88       0,12
Плоскогубцы       0,86       0,14
Слесарный верстак       0,85       0,15
Трактор «Беларусь»       0,85       0,15
Грузовой автомобиль       0,80       0,20
Ведро       0,80       0,20
Кастрюля       0,74       0,26
Парта ученическая       0,67       0,33
Бутылка для пива       0,63       0,37
Туфли комнатные (муж.)       0,62       0,38
Зимние ботинки (муж.)       0,58       0,42
Легковой автомобиль       0,55       0,45
Портфель       0,50       0,50
Стол журнальный       0,40       0,60
Флакон для духов       0,29       0,71
PROискусство без души. Том 1. фото
PROискусство без души. Том 1.
Романов Александр Олегович

Еще в прошлом веке искусство превратилось в индустрию. В этой сфере занято все больше специалистов. И редко в каком виде искусства не говорят о кризисе идей. 
Как быть деятелю искусства в ХХI веке? В эпоху, когда традиционные виды теряют аудиторию, а технологии – наступают… 
Как обеспечить себе карьеру? И как сказать в искусстве новое Слово? 
Перед Вами варианты ответов на эти вопросы полученные на основе анализа десятков тысяч произведений и книг об искусстве. 
Говорить об искусстве желают многие. Эта книга для тех, кто собирается его делать!

Отмечая место и роль художника-конструктора в творческом коллективе по созданию промышленного изделия, в заключение приведем положения, которые сформулировали С. А. Соломонов и В. Э. Винтман.

1. Художник-конструктор является полноправным членом творческого коллектива. Он занимается решением всех вопросов, связанных с формообразованием изделия, и, получая информацию от остальных членов коллектива, обработав, передает ее обратно. Форма и объем информации меняются в зависимости от стадии разработки изделия, так как на каждом этапе стоят свои определенные задачи.

2. Каждый член коллектива, выполняя конкретные задачи, может принимать окончательное решение, только согласовав его с остальными участниками.

3. Художник-конструктор должен вступать в работу с самого начала, продолжать ее до конца. Подключение его на поздних этапах не может дать положительных результатов. Чем позже приступает он к работе, тем меньше имеет возможностей оказать существенное влияние на ее ход.

4. Художник-конструктор обладает широким диапазоном знаний, однако сложность стоящих перед ним задач заставляет его специализироваться в каком-либо профиле. В противном случае его деятельность не может быть достаточно плодотворной из-за недостатка знаний, специфичных для данной области.

5. Все остальные члены коллектива, являясь специалистами в своих областях, должны быть обязательно подготовлены и в эстетическом отношении настолько, чтобы могли свободно работать с художником-конструктор ом.

6. Решая вопросы формообразования изделий, художник-конструктор должен объективно учитывать все факторы, а также решения остальных членов коллектива. Основываясь на выводах из всего этого комплекса вопросов, он принимает свои решения и информирует о них остальных членов коллектива. В свою очередь в процессе работы художник-конструктор корректирует свои решения с учетом тех предложений, которые ему будут давать остальные участники проектирования, пока не будет найден оптимальный вариант.

Барташевич А. А., Мельников А. Г. Основы художественного конструирования: [Учеб. пособие для вузов]. — Мн.: «Выш. школа», 1978. — стр. 110-112