Выполняется запрос

История кино. Когда появился режиссер?

Автор:
Гуменная Мария Дмитриевна

Удивительно, но до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, когда, собственно, появилась режиссура.

Некоторые исследователи называют Германию XVIII века, где уже тогда велись систематические репетиции, предварявшие премьерные постановки и широко бытовало само слово «режиссер». Однако корень слова «режиссер» гораздо более древний и переводится с латыни как «руковожу», а руководители театральных постановок — хорэги, как известно, существовали в V веке до Р.Х. в театре Древней Греции. Еще в 1890-х годах театральный режиссер был второстепенной фигурой в театре и выполнял преимущественно административные функции: он определял, сколько статистов понадобится для массовых сцен, можно ли обойтись подборкой старых декораций или необходимы новые. И вдруг в конце XIX столетия режиссер становится хозяином театра. У него — право на выбор пьесы, на оригинальное прочтение ее, на перелицовку. Право на руководство труппой.

Появляются «Театр Антуана», «Театр Станиславского», «Театр Рейнхардта»... Большинство ученых связывают рождение режиссуры с революцией, которую произвела в театре так называемая «новая драма». Драматургия Ибсена, Гауптмана, Стриндберга, Метерлинка, Чехова требовала «согласия всех частей», единого сценического замысла, который отсутствует даже в самом блистательном «актерском» спектакле. Несомненно, возникновение «новой драмы» и появление режиссуры — процессы взаимосвязанные. Решение сценического пространства, создание актера нового типа, формирование актерского ансамбля — таковы были основные задачи режиссеров первого призыва. Гордон Крэг и Макс Рейнхардт, Андре Антуан и Жак Копо, Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко на обломках старой театральной системы возводят театр будущего.

Жизненная стратегия Чарльза Спенсера Чаплина фото
Жизненная стратегия Чарльза Спенсера Чаплина
Денисов Максим Васильевич

Биографий Чарльза Чаплина множество. Только на русском языке их около двух десятков. Концентрат из них уважаемый Читатель найдет в этой небольшой книге.

Но главное, попытку ответить на вопросы – что именно сделало лондонского мальчика Чарли великим Чаплином? И что помешало ему стать еще более великим? Секреты успеха немого кино и неочевидные ошибки – для современного интеллектуала.

Бонус: В книге Вы найдете «Задачник по жизненным стратегиям». Книга легла в основу концентрированного фильма «Жизненные стратегии Чарли Чаплина: 20 советов для ХХI века».

В то время, когда вершилась «режиссерская революция» в театре, во Франции произошло не менее важное событие — рождение нового вида искусства. 28 декабря 1895 года у входа в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс братьев Люмьер. Среди немногих, кто сумел оценить перспективы изобретения, был владелец театра Жорж Мельес. Этот француз открыл не только многие кинематографические приемы, но и целые киножанры. Он стал отцом игрового кино, воссоздавая на экране жизнь при помощи сюжета, актеров, декораций. В 1910-х годах в Америке выдвигаются три режиссера — родоначальник американской комедии Мак Сеннетт, король вестерна Томас Харпер Иней Дэвид Уорк Гриффит. Эта великая тройка в 1915 году образовала кинокомпанию «Трайэнгл» («Треугольник»).

А затем началась эпоха Чарлза Чаплина.

Словом, кино становилось высоким и подлинным искусством. Постепенно центр мирового кино перемещается в пригород Лос-Анджелеса — Голливуд. В 1920-х годах известные европейские режиссеры почитают за честь работать здесь... Заметный вклад в киноискусство на раннем этапе внесли российские режиссеры. Достаточно назвать имена Сергея Эйзенштейна, Всволода Пудовкина, Александра Довженко, Льва Кулешова, Дзиги Вертова, Якова Протазанова... Можно утверждать, что XX век в театре и кино был веком режиссера, который не только руководил постановкой спектакля или фильма, но и являлся автором произведения. Всеволод Мейерхольд, кстати, так и подписывал афиши своих спектаклей: «Автор — Мейерхольд». Великий режиссер точнее всех определил суть своей профессии.

100 великих режиссеров / Авт.-сост. И.А. Мусский. — М.: Вече, 2006. - стр. 5-6