Выполняется запрос

Программа развития по М. Монтессори

Персоналия(ии):

На конференции неаполитанского Монтессорского общества (по заочному распоряжению самой Монтессори) я временно получила на руки чрезвычайно ценный материал — «Программу курсов Монтессори в Неаполе», тот необходимый минимум, которым овладевали местные руководительницы для работы в Домах ребенка по системе Монтессори. Удалось сделать его конспектированный перевод.

РАЗДЕЛ 1. ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА, АНТРОПОЛОГИЯ, МОРФОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

Тема 1.1. Обмен веществ
Обмен веществ. Действие токсинов: сравнительное учение для животных, взрослого человека и ребенка. Действие токсинов на зародыш. Наследственные передачи.

Тема 1.2. Питание
Изучение питания как основной биологической функции. Питание ребенка от рождения до конца первого года жизни. Отношение питания к соматическому развитию младенца. Питание ребенка после 1 года жизни. Соматическое развитие ребенка в связи с его питанием.

Тема 1.3. Гигиена
Гигиенические правила в приготовлении искусственного питания; значение строгости их выполнения. Приготовление пищи для ребенка после 1 года жизни.
Учение о гигиенических условиях жилища: чистота помещения, отопление, проветривание.
Современное учение о принципах опыта жизни ребенка на открытом воздухе; упражнения в выполнении условий, которые должны при этом соблюдаться.
Купание. Купание и чистота. Купание как помощь соматическому развитию.

Тема 1.4. Морфология
Учение о соматическом развитии рода (живые существа не только растут и увеличиваются в объеме, но претерпевают также внешние и внутренние трансформации). Примеры индивидуального развития из зоологии (насекомые, амфибии) — практические демонстрации, наблюдение за актом развития.
Трансформация человека. Признаки развития яйца. Основные признаки трансформации эмбриона. Развитие ребенка. Изменение отношений между различными частями тела согласно его внешней морфологии. Изменения костной, пищеварительной систем. Изменение нервной системы со специальными знаниями после рождения нервных волокон. Развитие органов чувств. Развитие волевой мускульной системы в соответствии с психомоторными функциями. Циркулярная система. Органы внутренней секреции. Органы выделения.

Тема 1.5. Антропология
Практические упражнения: наблюдения за детьми первого года жизни.
Способ их взвешивания. Практические упражнения: наблюдение над соматическим развитием ребенка последующих лет жизни; измерения веса и роста. Знакомство со средними антропометрическими показателями ребенка. Знакомство с соматическими типами, которые составляют основу индивидуальных вариаций.

Тема 1.6. Сравнительная психология
Изучать зоопсихологию следует не с целью ее систематической трактовки, но для выявления примеров, иллюстрирующих современные методы наблюдения. Особенно важно проиллюстрировать следующее.
A) Спонтанную форму работы — как биологическую и физиологическую необходимость, задерживая которую или препятствуя которой мы способствуем опасным для жизни анормальным реакциям. Лишь помогая усилиям природы, мы можем укреплять нормальную жизнь; а препятствуя — способствовать дизонтогенезу.
Б) Спонтанные упражнения (игры) детенышей животных, которые показывают, как упражнение помогает индивидуальному развитию и потому является подготовкой к психическому состоянию взрослого.
B) Животных, которых мы считаем наиболее интеллектуальными, которые живут с нами и у которых мы можем лучше установить психические признаки. Этот опыт особенно необходим для суждений об интеллектуальном развитии, чтобы дух наблюдения находился в соотношении с психикой изучаемого. Психолог должен упражнять свои навыки наблюдения так же, как, например, бактериолог должен упражнять глаза, прежде чем устанавливать посредством зрения признаки, наблюдаемые затем в микроскоп.
Г) Современные учения о приложении психологии животных для их домашнего воспитания, о важности объединения отдельных поведенческих тенденций в обнаружении средств, необходимых биологической природе каждого животного: например, как укротитель или дрессировщик животного минимизирует насилие и излишнюю строгость. Так же, как птицы созываются средствами их жизни и неподвижностью приручителя, хищники становятся более спокойными при легком и спокойном обращении с ними дрессировщика.
Д) Изучение некоторых насекомых по Фабру. Изучение некоторых явлений спонтанного психического соотношения между человеком и животными и влияние человека на животных (примеры восточных укротителей, ученых-бихевиористов).
Иные темы предоставим на усмотрение психолога.

Тема 1.7. Психофизиология
Основные признаки функций ЦНС человека. Ассоциативные нервные волокна. Диастолическая дуга и рефлексы. Различные формы рефлексов. Основные принципы функционирования ощущений и движений.

Тема 1.8. Психопатология
Признаки задержки функций ЦНС — основные аномалии в чувственном восприятии и моторных реакциях. Основные черты психофизических аномалий, задерживающих психическое развитие. Влияние, которое ошибки психического развития могут оказывать на сформированную личность (застенчивость, боязнь общества, симуляция, импульсивность) — как реактивные состояния и как показательные формы патологических состояний. Педагогическая запущенность как патология нормальной психики — последствия брошенного на самотек психического развития, представленного на откуп неподготовленного окружения. Необходимость для нормальной социальной жизни психической гигиены. Критерии профилактических мероприятий против моральных заболеваний и аномалий характера, которые может дать патогенное воспитание. Предохранительная работа против психических аномалий, относящихся к умственному развитию. Для этого необходимо: 1) дать реальную базу, которую должен приобрести ребенок, чтобы избежать иллюзий и мозгового переутомления; 2) погрузить ребенка в условия спонтанной активности, где он может делать свободный выбор и упражнять органы чувств на основе собственной внутренней активности.

РАЗДЕЛ 2. ВОСПИТАНИЕ В CASA DEI BAMBINI (ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ)

Тема 2.1. Упражнения в неподвижности, имеющие сенсорный контроль, — упражнения в молчании, тишине.

Тема 2.2. Упражнения в равновесии при движении:
A) движения по веревочке (цель — выучить позицию ног);
Б) те же движения, сопровождаемые упражнениями с флажками и проч.;
B) то же — с рукой, держащей предмет (стакан и проч.), что требует определенного положения руки, находящейся в равновесии;
Г) движения с неподвижной рукой (с молчащим колокольчиком в качестве контроля);
Д) движения, требующие помимо собственно передвижения еще и ориентации между лицом и предметом, находящимся в руках.
Ритмические упражнения: движения под музыку по веревочке.
Упражнения в классической грации в соответствии с определенным ритмом (ритмическая музыкальная гимнастика).
Упражнения в перестановке предметов с практической целью по принципу тишины и минимизации усилий.
Усовершенствование плавности движений в применении к упражнениям в практической жизни.

Тема 2.3. Упражнения в практической жизни
Приучение ребят к сохранению вещей. Забота о самих себе.

Тема 2.4. Упражнения в навыках социальной жизни
Накрывать на стол и убирать со стола. Следить за порядком на столе, пользоваться прибором. Есть вежливо, приятно. Здороваться: различные формы приветствий соответственно ситуации. Просить позволения, извинения: вежливость. Формы вежливого выполнения необходимых актов: сморкание носа и т. п.

Тема 2.5. Забота о живых существах
О растениях: аккуратно выкапывать растение, поливать его. Ухаживать за лозой и гроздьями винограда. Ухаживать за живыми цветущими растениями. Сбор плодов в корзинки.
О животных: давать корм в клетки. Менять воду для питья и купания.
Стараться быть неподвижным перед голубятней, когда голуби собираются для еды. Приготовление воды в чашечках для птиц (не домашних). Забота о рыбах, об их питании. Забота о водных насекомых: удаление всяческих препятствий в стремлении живых существ (насекомых, гнезд насекомых и птиц) к свободе.
О товарищах: помощь плачущему или упавшему маленькому ребенку, помощь в одевании и раздевании младшего, который еще не в состоянии делать это самостоятельно. Помощь ребенку, смущенному какой-то своей ошибкой. Научить промывать и перевязывать маленькую ранку.

Тема 2.6. Воспитание чувств
В этих мускульных упражнениях приготовляется рука — орган интеллектуальной культуры человека. В этих же упражнениях есть основа для непосредственной подготовки ума и реализации духовной энергии. Упражнения в практической жизни, наоборот, предоставляют собой мускульную гимнастику, движение в них служит уму и духу лишь в прикладном плане.

Тема 2.7. Основные приложения искусства и культуры
Рисование. Рисование, подготавливающее к письму (с геометрическими вкладками). Декоративные композиции. Заполнение штрихами готовых контуров с целью подготовить движения руки для письма. Техника акварели: изучение цветов, изучение движений, кисть, заполнение краской пространства.

Тема 2.8. Изучение букв алфавита

Тема 2.9. Арифметика

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ
1. Верность концепции индивидуального воспитания. Для предоставления личности ребенка независимости необходимо предоставить ему средства для развития независимости: их границы, их форма. Мебель и общая обстановка помещения. Обстановка, пробуждающая психические потребности ребенка.
2. Средства для развития движений и действий: движения и действия должны иметь интеллектуальные цели. Организация работы; работа, к которой способны дети от 3 до 6 лет. Упражнения в практической жизни. По возможности, в детском саду необходимо воссоздание полного домашнего хозяйства — это, помимо всего прочего, предоставляет целостную практическую подготовку к социальной жизни. Отношения взаимопомощи, которые устанавливает свободное управление процессом воспитания.
3. Интерес ребенка к собственному усовершенствованию. Обстановка должна предоставлять необходимые средства к усовершенствованию движений. Сенсорная помощь в движениях. Равновесие, движения, выбор. Приложения усовершенствований основных движений ко всем актам жизни. Упражнения в вежливости. Средства сенсорного развития: они содержат контроль ошибок. Достижения в различении контрастов. Вариации стимулов: они дают возможность упорядочивать впечатления, которые ребенок получает из окружающего мира, и усовершенствуют его чувства. Способ ассоциации точного слова с чувственным восприятием. Возможность наблюдения с помощью этих средств за нормальным и аномальным развитием чувств и речи у маленьких детей.
4. Средства сенсорного развития определяются характерными психическими реакциями, которые они вызывают у нормального ребенка. Эти реакции проявляются, когда средства пропорциональны возрасту ребенка. Поляризация внимания и спонтанные повторения упражнения.
5. Продолжительные упражнения с материалом оканчиваются проявлением в ребенке творческой психической активности по сравнению абстракций, которые отрывают ребенка от материала и ведут его к наблюдению за окружающей средой или к выполнению оригинальных работ. Впечатление, которое производит ребенок, делающий бесконечные открытия. Чувство радости, которое эти возможности вызывают в ребенке.
6. Когда ребенок насладится своей творческой активностью, он ищет новый материал, более сложный, и повторяет свой цикл, как бы повинуясь психическому ритму. Параллель с аэропланом.
7. Поляризация внимания сопровождается одинаковым повторением мускульных движений. Явления познания, которые часто сопровождаются большим интересом. Изменение в поведении. Исчезновение страха, застенчивости, появление независимости в действиях, спокойствия и удовлетворенности.
8. Работа. Цикл работы. Различные формы успехов в свободно выбранной работе. Подготовительная работа мускулов. Большая работа и работа по концентрации мысли. Состояние сосредоточения, которое ее сопровождает.
9. Спонтанная дисциплина вызывается внутренней организацией, которая первоначально проистекает из приобретенной мускульной координации, установившейся в упражнениях, имеющих интеллектуальную цель. Эти упражнения являются гимнастикой воли. Упражнения воли в процессе свободного выбора. Ясность и концентрация идей как основа умственного равновесия. Моральный интерес как директива поведения.
10. Сложные факты культуры часто проявляются как внутренний синтез элементарных фактов. Эксплозивный характер некоторых культурных синтезов: эксплозивность письма. Артистические рисунки как следствие моторной подготовки руки и технической возможности сенсорных операций. Арифметика: сенсорная подготовка к наблюдению количеств и их соотношений.
11. Учительница — аккуратная хранительница обстановки и косвенная руководительница детских действий. Она предлагает средства для развития, указывая ребенку способ их употребления, уважая действия ребенка, не вмешиваясь в его творческую активность.
12. Учительница, ее эстетическая подготовка, одежда, уход за телом, поведение, воспитание движений, воспитание голоса. Воспитание речи и дикции.
13. Учительница: ее артистическая подготовка как управительницы школы и хранительницы подготовленной среды.
14. Моральная подготовка учительницы. Вера в возможности ребенка, терпение в ожидании явлений. Контроль собственных поступков. Дисциплина, проявляемая в точном самоотчете о сути решаемой задачи. Уважение к личности ребенка. Способность к наблюдению. Скромность. Любовь.
15. Миссия учительницы детского сада состоит в том, что она есть руководитель детских душ, и миссия выражается в 4 словах: любить, предлагать, ждать и наблюдать.

РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧИТЕЛЬНИЦЫ

Тема 4.1. Обучение наблюдению за детьми в детском саду
Упражнения в неподвижности. Повторение всех моторных упражнений, которые могут проделывать дети в ходе развития их движений и действий.

Тема 4.2. Упражнения в практической жизни

Тема 4.3. Упражнения с дидактическими материалами на воспитание чувств

Тема 4.4. Упражнения с материалом по изучению букв алфавита

Тема 4.5. Упражнения с математическим материалом

Тема 4.6. Рисование
Рисование со вкладками. Декоративные комбинации. Техника акварели. Изучение цветов и их комбинаций.

Тема 4.7. Воспитание голоса
Хоровое пение. Сольное пение (пение музыкальных фраз из опер и отдельных вокальных произведений), свободное пение (народные песни, грегорианские песнопения и др.).
Искусство дикции. Декламация. Чтение вслух.

Тема 4.8. Моторные упражнения в грации
Ритмические движения (движения всегда медленные и точные). Классические танцевальные па (Pas) и упражнения у станка: Pas marche, Pas de bourree, Preparation, Demi-plie releve, Grand plie, Battements и др. Изучение бальных и народных танцев: менуэт, вальс и народные танцы с фигурами.

Тема 4.9. Ручной и артистический труд
Прядение шерстяной нити и ткание ковриков из толстых ниток (на специальных рамках, доступных детям). Способы декорирования столиков и различной мебели.
Артистическое убранство комнаты. Простое и сложное вышивание для украшения белья, для комнатных нужд (тряпки для пыли и проч.). Полировка мебели, починка дидактического материала.
Подготовка в артистических работах должна создать условия для того, чтобы учительница была способна быстро, простыми и доступными средствами украсить любое помещение.

Тема 4.10. Игры
Изучение свободных игр на открытом воздухе, приложимых к детскому воспитанию.

Тема 4.11. Сельское хозяйство
Простые земледельческие работы. Способы посадок в соответствии с временами года. Способы выращивания молодых растений и защиты их от перепадов температуры и насекомых. Пересадка молодых растений и их изоляция. Растения с маленькими цветами, выбираемые для детского сада.
Заботы о детенышах животных: главным образом, следует культивировать и помогать их жизни средствами, которые доступны детям.

Фаусек Ю.И. Русская учительница. Воспоминания Монтессори-педагога. Кн. 1 / Ю.И. Фаусек; сост. и ред. Д.Г. Сороков. — М. : ФОРУМ, 2010. – стр. 280-288