Выполняется запрос

Современные научные школы

Автор:
Викентьев Игорь Леонардович

«Часто понятие «научная школа» толкуют расширительно, говоря, например, о национальной школе физики или математики (что практически равнозначно национальному НС) или о московской и ленинградской школах. Иногда не так просто выявить исследовательскую программу НШ, иногда неформальное взаимодействие тесно связано с формальным и т. п.

Характерными признаками школы являются следующие:

1)    наличие лидера, как правило, выдающегося ученого, способного сформулировать содержательную исследовательскую программу, в отечественной физике рассматриваемого периода такой лидер чаще всего академик или член-корреспондент АН СССР;

2)    наличие учеников (для крупных школ это может быть несколько десятков учёных) и системы пополнения школы (аспирантура, преподавание в вузах);

3)    наличие определенной методики (или методологии) исследования и, соответственно, научного стиля;

4)    создание стимулирующего научно-исследовательскую работу климата; всяческое развитие самостоятельности научного мышления и т. д.

Эффективная стабильная НШ при этом растет, появляются ученики высокой квалификации, способные создать свои собственные школы («подшколы»); растет научная результативность школы и, соответственно, её научный авторитет».

Визгин В.П., Кессених А.В., Физическое сообщество СССР 1950-1960 года: кадровый потенциал и научные школы, в Сб.: Научное сообщество физиков СССР. 1950-1960- е и другие  годы: документы, воспоминания, исследования, Выпуск 2, СПб, «Русская Христианская гуманитарная академия» 2007 г.,  c. 28.