Выполняется запрос

Совершенствуем личность: на пути к лучшему «я»

Недавно издательство «Экономика» выпустило книгу югославского специалиста Предрага П. Мицича «Как проводить деловые беседы», где подробно описываются приемы ведения переговоров различного уровня, техника и тактика аргументирования и т. д. Новое практическое пособие с интересом встречено читателями. Публикуем изложение одной из глав книги «Как проводить деловые беседы».

Как совершенствовать собственную личность? Конечно же, сначала мы должны весьма самокритично постараться выявить те характерные черты, которые хотим усилить или, наоборот, изменить и изжить. Лучшим способом будет анализ в спокойной обстановке своего поведения.
Составим список положительных и отрицательных черт своего характера, например, решительность в суждениях и поступках и, наоборот, медлительность, или умение налаживать контакты с людьми и, наоборот, нежелание этого. Черты характера, нуждающиеся в изменении, их количество сугубо индивидуальны. Правда, Предраг Мицич советует остановиться на «несчастливом» числе—13. В этом особого смысла искать не стоит, видимо, эта цифра выбрана потому, что изменение в лучшую сторону вашего характера позволяет прийти к более «счастливым» числам — это будет своего рода дополнительный эффект.

Следующий шаг по выявлению сильных и слабых черт в профиле нашего «коммуникативного я» — ознакомление со списком «13» тех людей, с которыми у нас близкие, дружеские отношения и с которыми мы часто общаемся: наших коллег, сотрудников, руководителей и родственников и, конечно, деловых партнеров -— наших друзей и хороших знакомых. Это должно способствовать более объективному составлению нашего списка, более четкому выявлению тех наших черт, которые мешают окружающим и отрицательно влияют на стиль наших деловых бесед. Опыт показывает, что друзья охотно соглашаются помочь дополнить список особенностей. Названные ими недостатки в первый момент могут нас ошеломить. Но именно это нам очень поможет.

В литературе описаны десять наиболее важных деловых черт характера, своего рода эталон, к которому нужно стремиться. Эти десять черт характера можно разделить на две группы.

Группа «коммуникативных» особенностей:
вера в себя;
вежливость;
жизнерадостность;
позитивное отношение к критике в свой адрес;
тактичность.


Группа «рабочих» особенностей:
старательность;
инициативность;
память;
умение учитывать обстановку;
правдивость.


Конечно, если такое деление недостаточно, мы можем его изменить и расширить в зависимости от наших потребностей.

Таким образом мы провели подготовку для оперативного применения метода Франклина, который заключается в следующем: в течение одной недели работать над какой-либо из указанных в списке «13» особенностей. Это означает, например, что одну неделю следует посвятить увеличению объема и повышению качества запоминания, следующую — умению учитывать обстановку и т. п.;
оценивать свои успехи с помощью баллов. Каждый вечер нужно проводить анализ работы за день по развитию той черты характера, которая «предусмотрена» на эту неделю, и ставить себе положительные или отрицательные оценки;
по окончании третьего месяца начать все сначала;
вести эту работу в течение нескольких лет.

Несколько лет? Да, это не ошибка! Мы не можем изменить свою личность только благими пожеланиями, для этого необходимы длительные и большие усилия, работа по самоусовершенствованию. Как сказал Аристотель, «наш характер — это результат нашего образа жизни». За тридцать — сорок лет мы обзавелись определенными чертами характера, может быть, мы их выработали сами, но скорее всего они появились неосознанно. Конечно же, мы не можем их просто «поносить», как одежду, в течение нескольких дней и недель, продемонстрировать и заменить теми, которые нас больше устраивают.

Если мы будем точно придерживаться намеченного плана, то каждую неделю мы будем продвигаться вперед, но, конечно, не большими прыжками, а шаг за шагом.

Совершенствование собственной личности. Наука и Жизнь. – 1984. – №2. – стр. 83.