Выполняется запрос
 

Детство и юность Наполеона Бонапарта

Персоналия(ии):

«Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. "Ничто мне не импонировало", – вспоминал он впоследствии, – и я был склонен к ссорам и дракам, Я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось от меня терпеть моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И его же за это бранили, так как бывало ещё до того, как он придёт в себя от страха, я уже нажалуюсь матери. Моё коварство приносило мне пользу, так как иначе мама Летиция наказала бы меня за мою драчливость, она никогда не потерпела бы моих нападений!"

Наполеон рос ребёнком угрюмым и раздражительным. Мать любила его, но воспитание и ему и другим своим детям дала довольно суровая. Жили экономно, но нужды семья не испытывала. Отец был человеком, по-видимому, добрым и слабохарактерным. Истинным главой семьи была Летиция, твердая, строгая, трудолюбивая женщина, в руках которой находились в воспитании дети. Любовь к труду и к строгому порядку в делах Наполеон унаследовал именно от матери.

Обстановка этого уединенного от всего света острова, с его довольно диким населением в горах и лесных чаще, с нескончаемыми между кланами столкновениями, с родовой кровной местью, с тщательно скрываемой, но упорной враждой к пришельцам-французам, сильно отразилась на юных впечатлениях маленького Наполеона.

В 1779-м году после больших хлопот, отцу удалось отвезти двух старших детей – Жозефа и Наполеона – во Францию и поместить их в Отенский  коллеж, а весной того же 1779 г. десятилетний Наполеон был переведён и помещен на казённую стипендию в военное училище в городе Бриение, в восточной Франции.

«Злые Гении»: жизненная стратегия АНТИличности фото
«Злые Гении»: жизненная стратегия АНТИличности

Известно: в историю можно войти с парадного входа, а можно с черного. Тех, кто входит с парадного, обычно называют великими людьми, иногда гениями. Тех, кто входит с черного, – «злыми гениями».

Один из первых вопросов, с которых началась эта книга, – а существуют ли они, злые гении? Может быть, их придумали массовая культура и искусство: сумасшедших ученых, диктаторов, мечтающих поработить мир, комиксовых суперзлодеев?

Теперь, спустя два года после того, как начался сбор материалов по теме, можно сказать утвердительно. Да, «злые гении» существуют. Но то, какими рисуют их литература и кино, ничего общего не имеет с реальностью.

В Бриеннском военном училище Наполеон оставался угрюмым, замкнутым мальчиком; он быстро и надолго раздражался, не искал ни с кем сближения, смотрел на всех без почтения, без приязни и без сочувствия, очень в себе уверенный, несмотря на свой малый рост и малый возраст. Его пробовали обижать, дразнить, придираться к его корсиканскому выговору. Но несколько драк, яростно и не без успеха ( хотя и не без повреждений) проведённых проведённых маленьким Бонапартом, убедили товарищей в небезопасности подобных столкновений. Учился он превосходно, прекрасно изучил историю Греции и Рима. Он увлекался также математикой и географией. Учителя этой провинциальной военной школы сами не очень были сильны в преподаваемых ими науках, и маленький Наполеон пополнял свои познания чтением. Читал он и в этот ранний период, и впоследствии всегда очень много и очень быстро. 

В 1784-м году в 15 лет, он с успехом окончил курс и перешел в парижскую военную школу, откуда уже выпускались офицеры в армию. Здесь были первостепенные  преподавательские силы: достаточно сказать, что среди преподавателей были знаменитый математик Монж и астроном Лаплас. Наполеон с жадностью слушал лекции и читал. Тут было чему и у кого поучиться. Но в первый же учебный год его постигло несчастье: он поступил в Парижскую в школу в конце октября 1784 г. а в феврале 1785 г. скончался его отец Карло Бонапарте от той самой болезни, от который впоследствии умер и сам Наполеон: от рака желудка. Семья осталась почти без средств. На старшего брата Наполеона, Жозефа, надежда была плоха: он был и не способен и ленив. Шестнадцатилетней юнкер взял на себя заботу о матери, братьях и сёстрах. После годичного пребывания в парижской военной школе он вышел 30 октября 1785г. в армию с чином под подпоручика и отправился в полк, стоявший на юге, в городе Валанс.

Трудно жилось молодому офицеру. Большую часть жалование он отсылал матери, оставляй себе только на самое скудное пропитание, не позволяя себе ни малейших развлечений. В том же доме, где он снимал комнату, помещалась лавка букиниста, и Наполеон все свободное время стал проводить за чтением книг, которые давал ему букинист.  Общества он чуждался, да и одежда его была так невзрачно, что он и не хотел и не мог ввести сколько-нибудь светскую жизнь. Читал он запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради.

Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описание путешествий. Читал он и философов. Именно в эту пору он ознакомился с классиками просветительной литературы 18-го века. – Вольтером, Руссо, Д' Аламбером ,Мабли, Рейналем.

Трудно установить, когда именно появляются в нём первые признаки того отвращение к идеологом революционный буржуазии и её философии, которое так для него характерно. Во всяком случае, шестнадцатилетней подпоручик пока ещё не столько критиковал, сколько учился. Это тоже коренная черта его ума: ко всякой книги, также как и ко всякому новому человеку, он приближался в эти начальные годы своей жизни с жадным и нетерпеливым желанием поскорее и как можно полнее извлечь то, чего он ещё не знает и что может дать пищу его собственной мысли.

Читал он и беллетристику и стихи; увлекался страданиями молодого Вертера; и некоторыми другими вещами Гёте,  читал Расина, Корнеля, Мольера, нашумевшую тогда книгу стихов, приписанных к средневековому шотландском барду Оссиану (это была искусственная литературная подделка); от этого чтения снова бросался к математическим трактатам, к книгам военного содержания, особенно к сочинениям об артиллерийском деле».

Тарле Е. В. Наполеон.— М.: Наука, 1991.— 464 с. Стр. 9 -11.