Выполняется запрос

Ребенок ложится в больницу: преодоление стресса

«Прием ребенка в отделение — очень трудный и ответственный момент, так как с этой минуты определяется его отношение к больнице, возникает или исчезает доверчивость к «людям в белом», появляется, усиливается или пропадает страх перед разлукой с матерью и той неизвестностью, которая ждет его за порогом приемного отделения.

Приемная комната должна радовать глаз. Игрушки следует сделать доступными для ребенка. Необходимо иметь набор их для ванны (очень хороши игрушки из резины, полистерола, недопустимы — из пенопласта). В приемном отделении находятся игрушки для показа — заводные, озвученные (но без резкого звука) и др. Пока врач беседует с матерью, получая у нее необходимые сведения, сестра, принимающая ребенка, должна всеми средствами постараться заинтересовать его. Почти всегда мать приносит игрушку, и надо постараться уговорить ее оставить ребенку игрушку, даже в том случае, если отделение инфекционное и игрушки из него не возвращаются. Ни в коем случае нельзя проявлять торопливости й резкости в движениях. Ребенка необходимо раздевать медленно и спокойно. Речь медицинской сестры должна быть неторопливой и успокаивающей и по тону, и по содержанию того, что она говорит ребенку, а разговаривать с ним надо обязательно.

Следует узнать у матери, о привычках ребенка, его уменьшительном имени дома, чтобы в отделении называть его домашним именем. Это очень важно, потому что помогает войти в контакт с больным. Для этого медицинская сестра заполняет небольшую анкету, которую затем прикладывают к истории болезни.

Вопросы Пример ответа
1. Как сокращенно называют ребенка дома? Шурик
2. Во что больше любит играть? Кубики, машины, рисование
3. Когда спит днем? С 13 до 15 ч
4. Как укладывают и как привык засыпать? Подвертывают одеяло, засыпает с игрушкой в руке
5. Когда ложится вечером? В 21 ч
6. Посещает ли детское учреждение? Нет
7. Что не любит из еды? Манную кашу
8. Как кормят (из рожка, с ложки на руках и т. д.)? Ест самостоятельно за столом, запивает второе киселем, компотом
9. Легко ли вступает в контакт с детьми, взрослыми? С детьми — да, со взрослыми — нет
10. Просится ли на горшок и как высаживают? Просится. Очень стесняется посторонних

В палате ребенка также должен встретить приветливый медицинский персонал. Необходимо помнить, что окружающая обстановка имеет большое значение в возникновении у ребенка страха и других отрицательных эмоций.

Встречать ребенка в палате надо не молча или переговариваясь между собой на тему о том, на какую кровать его положить, а разговаривать непосредственно с ребенком, показывая и называя ему окружающих детей и персонал («Вот тетя Шура, она тебе будет обед приносить и игрушки давать» и т. д.). Благодаря этому ребенок сразу же проникается доверием к окружающим; у него постепенно исчезнет чувство страха перед неизвестностью, и он не будет чувствовать себя одиноким. Победить страх ребенка, его недоверие помогают игрушки, ласковое обращение всего персонала, знание некоторых индивидуальных особенностей ребенка и его привычек. На стенах палаты должны висеть 1—2 эстампа, полочки с цветами и игрушками.

Ребенка следует сразу же (конечно, в зависимости от его состояния) приобщить к жизни палаты: если он поступил в отделение во время обеда, то предложить ему пообедать, если во время спокойных игр-занятий — предложить ему принять в них участие. Тяжело больных не следует сразу же активно включать в жизнь палаты. Лучше просто поставить на тумбочку около кровати ребенка небольшую банку с 2—3 рыбками, стакан с цветком, а рядом посадить небольшую (обязательно небольшую) куклу и т. д.

При детях нельзя готовить к уколу шприц и иглы. К процедурам детей следует подготавливать заранее, объяснять, что необходимо немного потерпеть, и никогда не обманывать ребенка, говоря, что не будет больно, а затем причинять боль. Маленьких детей хорошо сразу же отвлекать игрушками или конфетами, взятыми из личных передач ребенку. Уколы в палате лучше начинать со старших и более выдержанных детей, чтобы они своим геройским видом и часто словами «Не больно!» подбодрили павших духом и показали пример.

Несомненно, многие процедуры (снятие ЭКГ, физиопроцедуры— УВЧ и др.) можно и нужно обставлять таким образом, чтобы они вместо страха и слез вызывали у детей положительные эмоциональные состояния. Для: этого иногда даже приспосабливают кукол, которым на глазах у детей прикрепляют клеммы, опутывают проводами и т. д. Внимательные сестры, у которых мягкие движения и ласковый разговор, всегда проведут даже самую неприятную процедуру с наименьшим травмированием психики ребенка».

Аскарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – Изд. 3-е: испр. и доп. – М.: Медицина, 1977. – стр. 270-296.