Выполняется запрос

Как усилить выводы?

Автор:
Матвеев Дмитрий Александрович

Контакт с автором:
e-mail: matveev.msu@gmail.com 
vk.com/dmitry.a.matveev


Выводы — это главное в наших работах, их результат. Выводы всегда делается исключительно для читателя или пользователя. Опыт показывает, что на этапе формулировки выводов допускается ряд ошибок, из-за чего выводы оказываются либо недостаточно сильными, либо вообще бесполезными. И пользователь или Заказчик страдает.

Работа делается в рамках моей работы редактором издательства «Ливрезон» и касается всех этапов написания исследовательской работы, включает в себя серию задачников, которые будут пополняться. Здесь представлена упрощенная версия части работы.

Примеры для экономии времени будут схематичными. Подавляющее большинство взято из работ участников проекта VIKENT, Клуба Авторов Издательства Ливрезон.

Признаки сильного вывода.

1. В выводе упомянута проблема или решаемая задача.

  • «Изучайте мировой опыт»
  • «Работайте в сотрудничестве»
  • «Разбирайте несколько точек зрения»

Комментарий: Проблема не обозначена и в таком виде выводы претендуют на универсальность, то есть годятся для всех и в любых ситуациях, чего не бывает.

Рекомендация: Укажите в выводе для чего он нужен.

Пример:
Для преодоления самопсихотерапии обменивайтесь опытом дважды в год на конференциях «Стратегии творчества
Из онлайн-лекции №42.

2. Учтен ли Заказчик: его действия и особенности его ситуации.

  • «Развивайте логическое мышление»
  • «Популяризаторы науки, не транслируйте мифы»

Комментарий: Кому это полезно в какой именно ситуации? Как заказчик поймет, что транслирует мифы? То есть вывод сформулировали не для заказчика.

Рекомендация: явно укажите Заказчика в выводе

Пример:
Рекламщику рекомендую связывать свой продукт с трендами целевой аудитории
Из конференции по рекламе УИЛК.

3. Вывод понятен Заказчику.

  • «Педагоги, используйте учение А.С. Макаренко о перспективных линиях развития или концепцию сверхзадачи по К.С. Станиславскому»

Комментарий: Заказчик не поймет ничего, потому что терминология ему не знакома.

Рекомендация: Дать вычитать пользователю, а лучше пользователям.

Пример:
Обучение идет постепенно: сначала надо сделать за ученика 90% работы, во второй раз — 70%, потом — 50% и так далее, пока ученик сам не научится делать 120%
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 281-282.

4. Учтены ресурсы и возможности Заказчика.

  • «Школьники, рекомендую на экзамене успокоится»
  • «Не теряйте контроль над своими эмоциями из-за дисциплинарных нарушений в классе / группе»

Комментарий: У школьника недостаточно душевных сил, чтобы успокоится, в этом то и проблема.

Рекомендация: Исходим из ресурсов, которые доступны Заказчику, не требуя идеальной подготовки, железной воли или сверхусилий.

Пример:
«перед выступлением сделайте активные физические упражнения (20 приседаний), чтобы сбить волнение и войти в режим выступления»

Чем меньше ресурсов требуется для достижения одинакового результата, тем сильнее вывод.

5. Указано понятное действие Заказчика и его понятный результат.

  • «Созидающая деятельность»
  • «Тиражирование разработок»

Комментарий: в таких коротких выводах обрывках очень мало информации и каждый может вложить свое понимание в него.

Рекомендация: Развернутый вывод с явной связкой действие - результат.

Пример:
«Если ребенок растет в окружении взрослых, а не детей, то быстрее развивается, выходит на взрослые цели и получает фору по сравнению со сверстниками».

6. Понятное действие = заказчик знает, какие шаги сделать, любой заказчик может повторить действия без автора вывода.

  • Систематизируйте ошибки
  • Изучите своего клиента
  • Знайте актуальные проблемы

Комментарий: абстрактное действие, каждый поймет по своему, кто-то вообще не поймет с чего начать.

Рекомендация: нужно, чтобы по шагам было понятно, что нужно делать

Пример:
«Чтобы составить варианты названий продукта, выпишите приятные ассоциации, связанные с продуктом. После чего посетить библиотеку и выписать как называются, читаются эти термины в других языках славянской группы».

7. Понятный результат = можно проверить взглядом со стороны, есть критерий, который отсекает ощущение результата, воспроизводимый - то есть из раза в раз получается аналогичный результат

  • «Правильно планируйте время»
  • «Оставляйте качественные комментарии под видео»

Комментарий: закладывается результат на уровне ощущений

Рекомендация: заложить проверку результата в вывод

Пример:
Автор концентрируется на интересном лично ему, не анализируя работы Коллег. В результате такой автор быстро становится отстающим и не делает работу в срок.

8. Вывод концентрирован: не содержит описательных деталей, потому что иначе замыливаются акценты

  • «Готовить с вечера: собирать комплект одежды, портфель, документы писать список дел».
  • «Заранее подобрать материалы для изучения, скачать, разложить в папки, составить плейлист»

Комментарий: слишком углубились в детали, достаточно указать, что нужно заранее подготовить материалы к любому запланированному делу, тогда можно будет быстро и легко начать делать

9. Небанальность и неочевидность вывода.

  • Очевиден = знают все специалисты, входит в стандарты работы. При приеме на работу проводите практические тесты (программиста).
  • Банален = Хорошее приводит к хорошему, плохое приводит к плохому. Чтобы преуспеть будьте лучшими. Неверно выбранные эксперты дали слабый результат.
  • Переформулировка проблемы. Работайте с коллективом учеников, исходя из его особенностей. Подберите приемы для коррекции поведения учеников.

Комментарий: если выводы очевидны, то погружался ли автор в проблему, разговаривал со специалистами, читал ли первоисточники?

Рекомендация: Дополним вывод до полного предложения: чтобы решить такую-то проблему, нужно сделать то-то.

10. Вывод проиллюстрирован, есть наглядное разъяснение в виде схемы или примера.

Иногда это критично. Например, Таблица Менделеева.

Подведем итоги.

Признак Контрольный вопрос
1 Отражена проблема или задача Какую проблему / задачу решает вывод?
Зачем он нужен?
2 Учет Заказчика Для кого сформулирован вывод? Для какой группы людей?
3 Учет ресурсов Заказчика Вывод доступен Заказчику? Учитывает его возможности?
4 Наличие связки «действие -> результат» Какое действие Заказчика указано в выводе?
Каков будет результат / последствие этого действия?
5 Понятность действия Заказчик понимает, что ему нужно делать по шагам?
Любой заказчик может повторить действия в отсутствии автора  вывода?
6 Понятность результата Можно проверить, что получился результат, а не ощущение результата?
Результат воспроизводим: из раза в раз получается аналогичный результат?
7 Концентрированность Нет ли несущественных деталей и подробностей? 
8 Понятность заказчику Нет ли ссылок на других авторов и теории?
Исключены незнакомые заказчику термины?
9 Небанальность и неочевидность для Заказчика Не является ли вывод замаскированной фразой: «хорошее приводит к хорошему» или «плохое приводит к плохому»?
10 Наглядность Есть ли разъяснение в виде примера или схемы?


Рекомендую проверять все выводы по этому чек-листу.

Исследовательские темы.

1. Как сделать качественный скачок из данных — извлечь из них сильный вывод?
2. Как коллективно делать сильные выводы из имеющихся примеров?
3. Как выстроить выводы в систему — модель решения?

Благодарю Анатолия Александровича Рыжачкова за постановку задачи и научное руководство исследованием, Игоря Леонардовича Викентьева за предложения по усилению работы, коллег из Московского клуба Авторов-Разработчиков за предложения по усилению работы и вопросы, коллег, вычитывавших гугл-облако, за вопросы и замечания.