Выполняется запрос

Создание движения за освобождение рабов в США

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

4. «ПОДЗЕМНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Большое место в деятельности аболиционистов занимала подпольная организация помощи беглым рабам, носившая наименование «Подземной железной дороги». Посредством этой организации аболиционистам удавалось наносить рабовладельцам чувствительные удары.

Помощь беглецам, ищущим свободы от рабства, оказывалась с незапамятных времен; особенно активную деятельность развивали в этой области квакеры в конце XVIII в. Филадельфия — тогда столица штатов — стала центром этой деятельности.

«Дорога» не была ни «подземной», ни «железной»; по словам негритянской писательницы Генриеты Бакмастер, она являлась воплощением в действия антирабовладельческих убеждений.

Дату основания этой организации определить трудно. Связывая эту дату с тем или иным выдающимся успехом в освобождении раба, предлагают считать 1787 или 1804 гг. До 1831 г. организация называлась «подземной системой». В этом-последнем году она получила свое полное наименование, отдавая дань «чуду века» — появлению железной дороги. С этой датой совпало и другое выдающееся событие: развитие широкого антирабовладельческого движения, придавшего деятельности «Подземной дороги» размах и организованный характер. Новое название символизировало также непоколебимую «железную» решимость ликвидировать порабощение человека человеком.

В деятельности «Подземной дороги» получал свое выражение массовый, народный характер антирабовладельческого-движения. Аболиционисты были связаны здесь с массами негров и белых; имеются данные, что в организации было 3211 постоянных агентов, которых называли также «операторами» и «кондукторами». В действительности их насчитывалось, несомненно, значительно больше.

Подсчет численности «пассажиров» дороги затруднителен вследствие тайного характера деятельности этой организации. Губернатор штата Миссисипи подсчитал, что за период 1810— 1850 гг. рабовладельцы потеряли беглыми 100 тыс. рабов. По данным У. Хезельтайна, в 1830—1860 гг. 2 тыс. беглых следовало ежегодно только через штат Огайо.

Два главных «маршрута» «дороги» проходили: на западе — через Огайо и Индиану в направлении Чикаго и района Великих озер; на востоке — через Пенсильванию на Буффало,, штат Нью-Йорк и штаты Новой Англии. Окончанием обоих маршрутов часто была Канада, особенно в 30-е годы, в связи с антиаболиционистскими и антинегритянскими погромами.

Центром деятельности «Подземной дороги» являлся штат Огайо; здесь было 1540 «кондукторов».

Организация состояла из цепи явок, называвшихся «станциями». Это были дома надежных людей, где беглого раба кормили, переодевали, снабжали небольшой суммой денег на дальнейший путь. На «станции» он находился в течение дня, так как ночь была временем действия «Подземной дороги». Иногда «станцией» был стог сена или ферма, находящаяся вдали от селения. «Поездами» называли группы белых и негров, сопровождавших беглецов по ночам.

«Маршруты» начинались на южных плантациях. В центрах деятельности «дороги» вдоль следования беглых от одной «станции» к другой создавались «комитеты бдительности». В их функции входил сбор средств, организация сбора и пошивки одежды, предупреждение провалов, помощь беглецам в случае

Среди деятелей организации было много негров; как показал Г. Аптекер, помощь свободных негров Севера своим собратьям незаслуженно преуменьшается117. Белые и негры тесно сотрудничали в этом благородном деле, ежечасно рискуя жизнью, имуществом, благополучием близких.

После образования в 1833 г. Американского антирабовладельческого общества, когда Огайо и другие штаты стали покрываться сетью его местных отделений, каждый член общества автоматически становился агентом «дороги» и каждое отделение — «станцией». Деятельность «дороги» получила прочную и широкую основу.

«Подземная дорога» имела своих героев безымянных, и тех;, чьи имена украшают страницы истории США. В штате Огайо, в селении Рипли жила перебравшаяся с рабовладельческого-Юга семья священника Джона Ренкина — пионера аболиционизма. Вместе с девятью сыновьями он развернул широкую-деятельность по оказанию помощи беглым. Его дом стал знаменитой «станцией» «Подземной дороги», число «пассажиров»-которой достигало иногда одновременно двух десятков человек. Нередко из Кентукки на поиски беглецов отправлялся вооруженный отряд и за поимку беглых были обещаны щедрые премии. Ренкин и его сыновья более ста раз подвергались нападению со стороны защитников рабства 118.

Другим организатором «Подземной дороги» был квакер-Леви Коффин. В 1826 г. он ушел из Северной Каролины в Цинциннати (Огайо), а затем в штат Индиана и развернул там,, на перекрестке трех важных путей, широкую деятельность "-Подземной дороги». Он занимался торговлей, потом стал директором местного отделения банка. В общей сложности Л. Коффин помог обрести свободу более чем 3 тыс. рабам. Рабовладельцы называли его «похитителем негров», за ним Долго сохранялось прозвище «президента Подземной железной Дороги», данное ему одним из рабовладельцев. Л. Коффин оставил воспоминания, представляющие ценный источник для изучения деятельности тайной аболиционистской организации.

Чудеса изобретательности и самоотверженности проявил Джон Фейерфилд. Выходец из рабовладельческой семьи, он порвал с ней все связи и покинул Юг, но неоднократно возвращался в целях организации бегства рабов. При этом он разыгрывал роль рабовладельца, работорговца, продавца яиц и цыплят. Однажды ему удалось организовать побег 28 рабов, устроив мнимую похоронную процессию.

По рассказам Л. Коффина, Фейерфилд и его люди были всегда вооружены и связаны словом сопротивляться до смерти в случае необходимости. Будучи квакером, Л. Коффин убеждал Фейерфилда, что врагов надо любить.

«Любить дьявола? — отвечал Фейерфилд. — Рабовладельцы все без исключения являются дьяволами. Убить дьявола не грешно... Когда я участвую в освобождении рабов от рабства, я чувствую, что моей обязанностью является защищать их, даже до последней капли крови».

Фейерфилд неоднократно подвергался арестам; однажды негры силой спасли его от суда Линча. Приняв участие в восстании рабов в Теннесси летом 1860 г., он там бесследно исчез, по слухам, был убит при подавлении восстания.

Выдающимся «кондуктором» «Подземной дороги» был Кальвин Фербенкс, учившийся ненависти к рабству в Оберлинском колледже. 2700 рабов были обязаны ему своей свободой. Другой «кондуктор», Томас Гаррет, вывел из рабства 2200 рабов.

Героями «Подземной дороги» были негры-аболиционисты: одному из них, Джону Мейзону, удалось переправить за пределы досягаемости рабовладельцев 1300 рабов. Джосиа Хенсон, послуживший прототипом «дяди Тома», освободившийся из рабства с женой и двумя детьми, неоднократно возвращался из Канады, чтобы помочь другим рабам. Хенсон освободил 200 рабов.

Уильям Стил — беглый раб, прибыл на Север в ящике для товаров. Здесь он стал председателем «Действующего комитета бдительности» Филадельфии, крупнейшей из «станций» «дороги». Руководящую роль в деятельности организации играли негры: Фредерик Дуглас в Рочестере, Мартин Деланей — в Питтсбурге, Дэвид Рагглс—в Нью-Йорке и многие другие.

Роберт Первис был мулатом, сыном негритянки и богатого англичанина; он отдавал всю свою энергию и средства делу освобождения негров. Первис был одним из организаторов первого негритянского конвента и участником Учредительного съезда Американского антирабовладельческого общества.

В 1838 г. Первису удалось установить твердые связи на Юге, в частности в Балтиморе, для деятельности «Подземной дороги». С этого времени он принял на себя официально обязанности президента «Подземной дороги».

Велика была роль женщин — белых и негритянок в деятельности этой подпольной организации. Это в их обязанности входило кормить беглецов, шить для них одежду, надежно; прятать, производить сборы денег. Но были среди женщин и бесстрашные «кондуктора». Героиню Гарриет Табмен называли «Моисеем» своего народа; бежав из рабства, она освободила всех своих родственников и, помимо этого, еще 300 человек.

Г. Табмен была неграмотной, в зимнее время работала судомойкой в отелях, чтобы скопить средства на летние «путешествия» по «Подземной дороге».

Упомянутых единичных героев «Подземной железной дороги» и тысяч оставшихся неназванными роднила одна общая черта: они обладали несокрушимой силой духа и волей к уничтожению рабства, ради чего ежечасно рисковали своей жизнью и жертвовали личным имуществом. Их борьба, несомненно, служит героическим примером последующим поколениям.

Захарова М.Н. Народное движение в США против рабства 1831-1860. – М.: Наука, 1965. – стр. 93-97