Выполняется запрос

Переход от одного наставника к другому

Автор:
Гаврилова Светлана Юрьевна

«Путь к Каргину.

Впервые фамилию В.А. Каргина я услышал, а точнее увидел, весной 1953 года в одном из двух корпусов химического факультета старого здания Университета на Моховой. Напечатанное на машинке, маленькое объявление оповещало, что член-корреспондент АН СССР В.А. Каргин читает там-то в такие-то часы спецкурс «Физикохимия полимеров» для студентов, специализирующихся по кафедре коллоидной химии. Тогда я был студентом второго курса, коллоидной химией особенно не интересовался, вообще пока еще раздумывая о том, какую специальность мне выбрать, но фамилия лектора почему-то запомнилась.

А реальная встреча с Каргиным произошла почти два года спустя, в октябре или ноябре 1954-го, когда я был студентом четвертого курса. Наш факультет к тому времени вместе со многими другими переехал на Воробьевы горы (тогда Ленинские). На химфаке в Северной химической аудитории состоялось заседание ученого совета факультета, где Каргин, сравнительно недавно избранный действительным членом Академии наук СССР, выступил с большим докладом, связанным с обрисовкой области химии и физики полимеров — тема тогда для большинства членов ученого совета, профессоров и преподавателей факультета была, в общем-то, малоизвестная. Каргин в то время занимал скромное положение профессора-почасовика на кафедре коллоидной химии, куда его пригласил заведующий — академик Петр Александрович Ребиндер, и для студентов-коллоидников он продолжал чтение того курса лекций, о котором я говорил выше. Заседание было открытым, народу было много, и мы с моим другом, студентом-однокурсником Виктором Кабановым, решили любопытства ради послушать, о чем речь. На меня выступление академика Каргина произвело сильнейшее впечатление. Казалось, что человек открыл перед слушателями целый новый мир — мир, который связан не столько с органическими молекулами, сколько с их спецификой поведения в самых разнообразных условиях, и что это какая-то гигантская область, безумно важная для практики и исключительно интересная для того, чтобы заниматься ею в научном плане. Надо сказать, что к этому времени я уже выбрал для себя специализацию и приступил к преддипломной практике на кафедре органической химии в лаборатории химии гетероциклических соединений. Заведовал тогда этой лабораторией профессор Юрий Константинович Юрьев, а моим непосредственным руководителем была доцент Ирина Кирилловна Коробицина, очень эрудированная, организованная и интеллигентная женщина. На третьем курсе она вела у нас практикум по органической химии. Она с большим вниманием относилась к своим студентам, да и беседы с Ю.К. Юрьевым, которых у меня было достаточно много в то время, привели меня к естественному шагу: давай-ка и я буду заниматься органической химией, но, может быть, с уклоном в сторону химии фармакологических активных веществ. Я получил уже научное задание — как сейчас помню, это было связано с синтезом тетрагидрофурандиона для последующих испытаний в качестве противотуберкулезного препарата. В общем, казалось, все определилось в смысле научной жизни, и вдруг это негаданное потрясение после доклада В.А. Каргина. Начались внутренние сомнения, правильно ли я выбрал себе путь. Когда я пытался обсуждать со старшими товарищами на факультете, стоит ли заняться этой новой областью, то нашлось — сейчас это смешно вспомнить — много скептиков; они говорили, что это какая-то странная область, что она целиком прикладная и нет там настоящих задач, да и кафедры такой не существует...

Как найти Наставника? фото
Как найти Наставника?
Гаврилова Светлана Юрьевна

Книга представляет собой обзор вопросов, связанных с наставничеством. Как и когда можно и нужно самому становиться Наставником? На эти и другие подобные вопросы в книге даны свои рекомендации с примерами.

Она будет интересна как для Наставников и их Учеников, так и для тех, кто хочет продолжать исследование этой практически безграничной темы. 

Книга рекомендуется к прочтению педагогам, родителям и молодым людям, желающим состояться в избранном деле.

Через 3-4 недели я тем не менее решился: надо попробовать себя в этой области, хотя предстояло начинать заново, да и было страшно приблизиться к Каргину. Легко представить себе — студент 4-го курса и напрямую общается с академиком! А надо сказать, что у Валентина Алексеевича «промежуточных» помощников тогда не было. Он пребывал одиночкой на кафедре коллоидной химии, и никто под его руководством научную работу на факультете не вел. Собравшись с духом, после одной из его лекций мы с Витей Кабановым, который тоже решил перейти с кафедры неорганической химии на полимеры, отважились-таки и подошли к академику. Робко заявив о желании попробовать силы в области химии и физики высокомолекулярных соединений, мы спросили, не пожелает ли он нас «пригреть» в качестве будущих дипломников. Каргин выслушал нас исключительно внимательно и доброжелательно, сказал, что рад такой возможности, и если наше решение твердое, то надо обдумать, как организовать преддипломную практику, чтобы познакомиться с «его» областью и начать новую жизнь. Договорились, что пока остаемся в своих группах, а после зимней сессии, в феврале, встречаемся и намечаем план последующих действий.

Мой научный руководитель И.К. Коробицина отнеслась с пониманием к решению переменить кафедру и даже благословила, высказав, правда, сожаление, что я не остаюсь с ней.

Итак, в начале февраля 1955 года мы с Валентином Алексеевичем обсудили план преддипломной практики. К этому времени в университете постепенно начала формироваться первая группа студентов-учеников Каргина. Помимо нас с Виктором Кабановым позже к ней примкнули Николай Бакеев и Майя Константинопольская. Поскольку у Каргина на факультете не было ни помещения, ни сотрудников, ни учеников, очень легко было решено — по его, естественно, предложению, что вся работа должна проходить в Карповском институте, где Каргин в течение многих лет заведовал лабораторией коллоидной химии.

Таким образом, вся весна 1955 года в свободное от лекционных занятий время проходила для нас в Карповском институте. Здесь опять повезло: по просьбе Каргина меня знакомили с теми или иными методами синтеза и исследования полимеров такие крупные специалисты, как Христофор Степанович Багдасарьян, Сергей Сергеевич Медведев, Андрей Никодимович Праведников, Абрам Давыдович Абкин, Зоя Яковлевна Берестнева и многие другие. Все относились к нам с большим вниманием, и по две-три недели я проводил в соответствующих лабораториях, осваивая методику эксперимента по фотохимической полимеризации, химически инициированной радикальной полимеризации, изучению термодинамики растворов полимеров, ионной полимеризации, некоторым приемам, связанным с рентгеноструктурным анализом и электронной микроскопией и т.д. Вспоминаю это время как очень светлое, считая, что Физико-химический институт имени Карпова сыграл тогда большую роль в моем химическом воспитании. Эта роль оказалась еще более значительной, потому что дипломную работу под руководством Каргина начиная с осени 1955 года и до окончания университета весной 1956 г. мне пришлось выполнять тоже в Карповском».

Платэ Николай Альфредович. О моих учителях и друзьях в химии и в жизни. Издательство «Наука», Москва, с. 311-313.


Пример предоставлен Лебедевым И.М.