Выполняется запрос
 

5 основных понятий, связанных с мотивацией

«Существует несколько понятий, тесно связанных с мотивацией к труду, которые не всегда правильно понимают и иногда путают. Разница между ними порой трудноуловима, во всяком случае, граница между ними размыта. Чтобы вы смогли различить их в рассуждениях, представленных в этой главе, эти пять важнейших понятий определены ниже.

• Поведение. Поведение — это действия, на основании которых мы делаем выводы о мотивации. Таким поведением может быть печатание текста, стрельба по мишени и любое другое из огромного множества человеческих действий.

• Результативность. Результативность подразумевает некоторую оценку поведения. Элементарной единицей наблюдения является поведение, однако любое поведение обязательно подвергается оценке, т. е. сравнению с неким стандартом. Например, если поведение представляет собой печатание текста со скоростью 60 слов в минуту, делается вывод о том, достаточен или недостаточен этот уровень результативности для того, чтобы сохранить за собой место в организации. Таким образом, поведение оценивается в определенном организационном контексте, и в одних организациях 60 слов в минуту может рассматриваться как удовлетворительная результативность, а в других — как неудовлетворительная. В некоторых организационных теориях основное внимание уделяется результативности, а не только поведению. Однако результативность определяется факторами, несводимыми лишь к поведению.

гДЕ мотивация?! фото
гДЕ мотивация?!
Шушпанов Аркадий Николаевич

Сеть пестрит мотивацией. Крупнейший англоязычный интернет-магазин Amazon по запросу «мотивационные книги» выдает 50 000 названий.

Автор предлагает принципиально иной подход, где мотивации уделено весьма скромное место. Поднимаясь по уровням и шаг за шагом выполняя предложенную задачу, читатель получает конкретные навыки волевой тренировки, результатом которой могут стать не только более развитые волевые качества, но и конкретная написанная книга. Вроде этой.

• Способности. Способности — это одна из трех детерминант поведения. Обычно она рассматривается как достаточно стабильная характеристика и может представлять собой глобальный конструкт, такой как интеллект, либо более специфический конструкт, такой как физическая координация.

• Ситуационные факторы. Ситуационные факторы — вторая детерминанта поведения. Это средовые факторы и условия, которые способствуют или препятствуют определенному поведению (и в конечном счете результативности). В качестве примера средовых факторов можно привести инструменты, оснащение, процедуры и т. д., наличие которых облегчает определенное поведение, а отсутствие препятствует ему. При отсутствии ситуационных ограничений поведение можно максимизировать. Поведение обнаруживается в некоем средовом, или ситуационном, контексте, который влияет на это поведение, но не зависит от человека.

Мотивация. Мотивация — третья детерминанта поведения. Способности отражают то, что вы можете делать, мотивация — то, что вы будете делать (при данном уровне способностей), а ситуационные факторы — то, что вам позволено делать.

Поведение зависит от каждого из трех перечисленных выше компонентов (способности, ситуационные факторы, мотивация).

«Наиболее эффективное поведение наблюдается в том случае, когда человек обладает высоким уровнем способностей и мотивации, а среда содействует этому поведению.

«Низкая результативность» может объясняться четырьмя факторами. Во-первых, организация, в которой оценивается поведение, может иметь высокие стандарты, в то время как в другой организации то же поведение было бы оценено позитивно. Во-вторых, у человека могут отсутствовать способности, необходимые для осуществления желательного поведения. («Я всегда плохо ловил мячи при игре в бейсбол».) В-третьих, у человека может отсутствовать мотивация к осуществлению желательного поведения. («Несмотря на несчетные часы тренировок, я так и не научился хорошо ловить мячи».) В-четвертых, у человека могут отсутствовать «экипировка» или возможность демонстрировать соответствующее поведение. («Новая дорогая бейсбольная перчатка тоже не помогла».)»

Мучински П. Психология, профессия, карьера. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — (Серия «Мастера психологии»). — стр. 411-451.