Выполняется запрос
 

Владимир Вернандский о наставнике

Автор:
Гаврилова Светлана Юрьевна

«Университет дает не только книжное знание. Вернадский с увлечением учится наблюдать природу в ее собственном безмолвном, вернее сказать, бессловесном бытии, еще не отраженном в научном наблюдении. Позднее он скажет о ее тихих и грозных явлениях, о великих загадках природы, пока же старается вглядываться и скромно описывать ее так, как предлагают наставники. Его стремление замечено профессором Докучаевым, который учит их, что настоящая наука начинается тогда, когда мы ищем связи между видимыми явлениями. Это высшая прелесть натурфилософии. Влияние Василия Васильевича выходили за рамки преподаваемого им предмета — минералогии. Именно в те годы он начал большую программу изучения почв, мечтая составить почвенную карту всей России. Тогда-то, собственно, сложилось почвоведение как наука. Докучаев отделил ее от минералогии в собственном смысле слова и стал рассматривать как особое «естественное тело» — сложный результат взаимного действия разнонаправленных сил, и прежде всего энергии солнца, горных пород и сложной жизни растений, насекомых, животных. Нужно учитывать и деятельность сельского населения, если эта почва культурная.

Как найти Наставника? фото
Как найти Наставника?
Гаврилова Светлана Юрьевна

Книга представляет собой обзор вопросов, связанных с наставничеством. Как и когда можно и нужно самому становиться Наставником? На эти и другие подобные вопросы в книге даны свои рекомендации с примерами.

Она будет интересна как для Наставников и их Учеников, так и для тех, кто хочет продолжать исследование этой практически безграничной темы. 

Книга рекомендуется к прочтению педагогам, родителям и молодым людям, желающим состояться в избранном деле.

«Он дал могучий толчок научной мысли и работы», — писал Вернадский об учителе. В Докучаеве чувствовался размах, нечто от русских богатырей. Он не только ученый, но и научный деятель, «русский самородок», человек, сам себя сделавший. Он не только преподавал, но и организовывал исследования в огромных масштабах. Докучаев увлекал за собой целые «выводки» учеников и почти каждый из них становился потом думающим, самостоятельным ученым. Побывав с Докучаевым на экскурсии в Сестрорецке, где они наблюдали, как взаимодействуют ветер, горные породы и море, насыпая на берегу песчаные дюны, Вернадский впервые как бы заглянул за видимое и обнаружил строгую правильность. Радость открытия переполняет его: «Прежде я не понимал того наслаждения, какое чувствует человек в настоящее время, искать объяснения того, что из сущего, из природы воспроизводился его чувствами, не из книг, а из нее самой. Какое наслаждение «вопрошать» природу, «пытать» ее! Какой рой вопросов, мыслей, соображений! Сколько причин для удивления, сколько ощущений приятного при попытках обнять своим умом, воспроизвести в себе ту работу, какая длилась века в бесконечных ее областях».

Аксенов Г.П. Вернадский. - М.: Соратник, 1994. - с. 30-31.


Пример предоставлен Крыловой М.Г.