Выполняется запрос
 

Как оформить реферат, чтобы форма не позорила содержание? Часть I.

Автор:
Горбунов Денис Александрович

Введение

 

Кто клиент этой статьи? 

Клиент в узком смысле — участник проектов КЧУК, Vikent.ru, конференции «Стратегии творчества». В широком смысле, большинство изложенных рекомендаций применимы к любому документу: от договора до технического задания, который читают люди с разной степенью подготовки, содержание которого достойно нормального оформления и автор которого применяет MS Word или Google Docs. Однако, поскольку первичен клиент в «узком смысле», то везде по тексту используется примеры и описания, адаптированные для рефератов.

 

Какие задачи он может решить после прочтения этой статьи?

  1. Оформление рефератов так, чтобы не вызывать у читателей неврозов из-за «кривизны» оформления материала.
  2. Структурирование собственных мыслей и фрагментов из источников, донесение информации более четким образом, так как хорошо оформленный документ усиливает содержание, поскольку автоматически задает часть структуры.

Вопросы, на которые нужно ответить себе до начала написания работы

  1. Кто клиент и какую задачу он решит с помощью вашего реферата?
  2. Сколько у вас есть на это времени?

Как вы возможно заметили, здесь нет вопроса: «Зачем это надо вам?», так как предполагается, что ответ Вы для себя уже сформулировали перед написанием работы. Вас волнует только клиент + его задача + время, которое есть у Вас для этой работы.

Клиент и его задача

«Клиента нужно любить, … хотя бы чуть-чуть» © И.Л. Викентьев.

Нужно четко понимать задачи, которые клиент сможет решать после прочтения вашей работы. Также нужно уточнить, а не проще ли ему прочитать первоисточник, по которому делается реферат? Обычно реферат содержит либо наиболее существенные моменты из книги и его чтение — это экономия времени, либо же сфокусирован на отдельных моментах, которые могут быть выделены в книге не явно, не оптимально и так далее.

Эта статья в основном сосредоточена на оформление рефератов, которые делают или будут делать Клиенты. 

Для чего оно нужно, это оформление? Главное же содержание, а не форма? Не поспоришь, но встречают «по одежке» не только человека. Содержание, конечно, важнее, но некачественное оформление оттягивает на себя внимание, вызывает дополнительные неврозы, которые не способствуют усвоению информации. В том числе, мне не очень «нравятся» материалы портала VIKENT.RU и проекта «Как читать умные книги» из-за обилия цветовых выделений текста, полужирных, курсивов и пр. Однако, при этом я понимаю, что: 

  1. Есть, как я его называю, панк-эффект: иногда лучше вызвать невроз у неподготовленного читателя. Если он не готов справляться с этим неврозом, обращая внимание на суть, то, скорее всего, он будет балластом. Этот прием я взял из интервью Егора Летова (ГрОб), когда он рассказывал, как они записали альбом с очень качественным звуком в Питере на студии Б. Гребенщикова. Больше они никогда так не делали, потому что гаражное звучание, срывающийся голос, неправильно сыгранная мелодия создают мощнейшие неврозы и вышибают обывателя, а он и не нужен для творчества ГрОб. Панк-эффект требует большой осмысленности, вкуса и опыта.
  2. Другой момент с использованием разных цветов — тут нужно иметь вкус и понимать технологию, когда какой использовать. Я не имею и не понимаю, поэтому позволяю себе менять цвет с черного на серый для цитат, использовать пастельный синий, а не черный цвет для заголовков и т.п. (без радикальных красных, сочных синих и т.п.)

Для обоих этих эффектов требуется существенный опыт и технология. Поскольку у меня ее нет, то я сокращаю и унифицирую палитру инструментов, которые использую до минимально профессионального уровня.

Время

Время распределяется примерно следующим образом:

  1. 40% фактура.
  2. 20% структура реферата.
  3. 20% доводка.
  4. 20% оформление.

Время на оформление может быть сокращено, если:

  1. Работать в строгом стиле с самого начала. Для этого можно составить себе даже памятку / гайдлайн.
  2. Подготавливать фрагменты, которые не надо руками дочищать (символы, лишние пробелы и пр.)
  3. Автоматизировать часть действий по оформлению.

Краткое содержание следующих разделов

  1. Приемы оформления: содержат группы приемов, которые и составляют основу оформления работы. В приемах собраны основные практики оформления документов, которые я считаю ценными и широко применимыми. Они могут использоваться как по отдельности, так и все вместе — конфликтующих нет.
  2. Задачник: содержит задачи по каждому подразделу. Пожалуйста, не пренебрегайте задачами, так как наш человеческий мозг информацию, не подкрепленную действием, очень быстро теряет. Задачник составлен мной таким образом, чтобы вы могли на практике попробовать каждый прием в статье. Также снабжен ссылками на мой вариант решения.
  3. Backlog: вопросы, задачи, которые я пока не решил, но они имеют непосредственное отношение к этой статье и могут быть позже использованы для следующего релиза статьи.
  4. сылки: собраны ссылки всех источников, которые послужили основной для написания. Они могут быть полезными для продолжения погружения в тему. Ссылки на фрагменты, которые использованы в статье приведены в самом конце (в виде так называемых концевых ссылок, endnotes).

Дисклеймер

Весь текст, рядом с которым ничего нигде не указано, явно является авторским и содержит точку зрения и опыт меня, то есть Дениса Александровича Горбунова. Все указанные моменты — только отражение практики и некоторых советов из литературы. Ни в коем случае не являются истиной в последней инстанции.

Если вы нашли, как можно улучшить материал, нашли ошибку, если у вас есть полезные примеры, антипримеры, дополнительные источники, то отправьте, пожалуйста, письмо на ящик denisgorbunovmsc@gmail.com или сообщением https://vk.com/id408148214.

Весь материал вы можете использовать по своему усмотрению добавляя ссылки на него, где берете явно авторский текст.

Об авторе

Меня зовут Денис Горбунов.

Родился в 1983 году в городе Кемерово. Сейчас живу Москве.

По профессии руковожу крупными проектами, проектным офисом в ИТ, проектами комплексной автоматизации промышленных предприятий в основном с упором на ERP, MES, СЭД.

Рефератами я, в основном, занимался в рамках курса «Как читать умные книги» Анатолия Александровича Рыжачкова. До этого не занимался, после окончания курса взялся за правило реферировать полезные для меня задачи. Заодно и свое сознание структурируется. Производная такого подхода – для «убить время» не читаешь, так как книга предполагает в этом случае работу.

В рамках курса мои рефераты отмечались как одни из лучших несколько раз. Впрочем, и курс я проходил три раза, так как только в последний раз смог дойти до конца.

В рамках каждого курса обязательно пишется два реферата: один по популярной публицистической книге (в первом случае был Фредерик Тейлор, во втором — Нассем Талеб, в третьем — Роберт Чалдини), второй — по сложной научной книге (Д. Каннеман, Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль). Поэтому попрактиковаться в рефератах у меня было, как минимум, 6 возможностей.

По публицистике мои рефераты были всегда в числе лучших двух, по научным книгам дважды отмечались в топе, но их качество меня не устраивает и скорее был эффект «низкой базы», поэтому здесь их не привожу.


 

Приемы оформления реферата

 

Единообразие и малое количество элементов — залог успеха

Всего должно быть очень в меру. Что значит «в меру»? Если цветов – то по умолчанию не больше двух-трех. Что значит по умолчанию? Это значит, что вы используете максимум два-три цвета, если не знаете точно, зачем вам нужен четвертый и не можете это объяснить доступно человеку со стороны. Бритва Оккама – ваш лучший друг здесь.

Единообразие стиля позволяет привыкнуть читателю и не отвлекаться на мелочи оформления, позволяет ему сосредоточиться на смысловой части, позволяет добавить некоторые акценты, задать правильную структуру восприятия.

Даже не очень удачная цветовая гамма и старые примитивные шрифты, но которые используются понятным образом, аккуратно и единообразно всегда лучше последних веяний дизайна, который вкраплены неряшливо.

Структура реферата

 

Раздел Содержание раздела
Заглавная страница

Короткое название, отражающее суть. Самое удачное название у меня было для одноэтажной Америки. Оно на грани фола, но взято из цитаты А.А. Рыжачкова: «Кто хочет понять почему США впереди остальных, а Россия в жопе, советую прочесть…» (Ссылка на реферат)

Также можно добавить фото автора реферируемого источника и краткую (5-10 предложений) биографию /достижения.

Введение

Какая цель работы, зачем мы ее пишем?

Кто клиент? Для кого мы пишем эту работу? Какие задачи он сможет решить / может попробовать решить с ее помощью?

Что не вошло в работу, какую задачу не решил автор реферата, хотя мог бы?

Если нет отдельного раздела (см. ниже), то вкратце описать составляющие разделы и что в них.

Если неочевидно оформление, то полезно указать, как оформлен авторский текст, как цитаты и т.д.

Содержание

Содержание можно не добавлять отдельно в сам документ, так как часто пользователи читают в электронном виде, и уже пора начать пользоваться навигацией. Но можно сделать и отдельным разделом с кратким описанием (тогда раздел «структура» из введения убираем).

Ключевое правило: не больше 7 разделов в рамках одной группы, лучше 3-5.

Основной тематический блок

Основная часть может быть разбита на несколько тематических разделов, но не более семи (лучше стремиться к четырем). Это основное тело реферата, именно здесь сгруппирована вся фактура.

Размер этой части должен быть от 3 до 20 страниц 11-13-м кеглем. Рамки не жесткие, так как в большую сторону может потребоваться для объемных / фактурных работ. Но, по умолчанию, больше 20 быть не должен.

Тут основное место – это цитируемый текст, который сопровождается или нет (если очевидно) вашим кратким комментарием, выводом.

Заключение Здесь должны быть выводы автора, которые кратко и тезисно (в пределах одной-двух страниц) подводят итог всего реферата.
Backlog

Правилом хорошего тона является указать, что Вы не сделали в реферате, так как этим можете:

  • Сэкономить время себе, если дальше будете развивать работу.
  • Сэкономить время коллег, если кто-то хочет продолжить вашу работу
Задачник Усилить реферат вы можете, если добавите задачи, которые могут проверить материал реферата. Впрочем, средний клиент решать их не станет. Тут вспомогательная цель — проверить себя, а для книг большой давности (20 лет и больше) позволит сформулировать свежие примеры.

 

Использование стилей и оформление текста

Если нужно оставить только один пример из всей статьи, то я выбираю этот. Правильное использование стилей – это то, что экономит вам часы, начиная с объемов в 10-15 страниц текста.

Функционал стилей есть в MS Word, PowerPoint, Google Docs и аналогичных средствах. Это база, с освоения которой нужно начинать работу в программе и над документом. Незнание и неиспользование этого функционала стоит среднему офисному работнику месяцев, если не лет жизни. Стили лучше определить в самом начале и при изменении не забывать обновлять все, если какой-то стиль решите поменять в процессе.

Название + пример Зачем?
Название Для титульного листа, для названия работы.

Заголовок 1

Для заголовков соответствующего уровня.

Заголовок 2

Заголовок 3

Заголовок 4

Обычный 1

Для текста под заголовком соответствующего уровня.

Обычный 2

Обычный 3

Обычный 4

Обычный Без отступа строк: для табличных текстов и т.п.
Цитата Для вставки цитат и фрагментов из источников в текст.
Гиперссылка Для оформления гиперссылок.

Линия отреза

Я предпочитаю не делать выравнивания заголовков по центру, предпочитаю иметь четкую линию отреза Заголовок-Текст. Это достаточно распространенный прием, который используется в верстке, позволяет читателю соотнести заголовок и текст под ним. Особо часто используется в рекламе. Я совсем не использую выравнивание заголовков по центру, кроме заглавия, так как не до конца понимаю где и как их использовать.

 

Между разными уровнями заголовков и текста под ними я использую 0.25 дюйма для отступов.

 

Таблицы у меня не выходят за пределы текста подраздела по левой и правой границе основного текста, если это возможно. В редких случаях требуется больше места. Впрочем, эти случаи действительно редки и в них я стараюсь выносить такие таблицы в приложения.

 

Заголовки

Заголовки я использую не только для того, чтобы объединить несколько сущностей (примеры, выводы и т.д.) в одну группу, но и, например, чтобы протегировать примеры.

Далее очень удобно перемещать их в структуре и работать именно со структурой документа, выводя в отдельные заголовки разных уровней все существенные моменты. Также группировкой, вложенностью, последовательностью и прочим структурированием удобно заниматься, вынеся существенные моменты в отдельные заголовки.

Пример из этой статьи: все пункты backlog я вынес отдельными заголовками. Далее я их буду просто переносить в основной текст и там уже дописывать.

Например, в реферате по «Одноэтажной Америке»:

  1. Я сначала вынес все примеры и каждый снабдил отдельным заголовком.
  2. В заголовке кратко указал о чем пример.
  3. Дальше стал уже собирать и пересобирать.

Лучше сразу делать заголовки для примеров 3-го или 4-го уровня, так как в «Одноэтажной Америке» я убил много времени изменяя стиль для примера в зависимости от уровня вложенности (где-то большие группы, которые дробились, где-то меньшие).

Межстрочный интервал

Межстрочный интервал: 

  1. Слишком широко плохо, так как трата времени читателя на пролистывание.
  2. Слишком часто плохо, так как давить будет текст, не удобно читать.

Я использую одинарный между строками, 6-8 пт для нового абзаца.

Выравнивание

Я использую функцию выравнивания по ширине. Исключение (больше для Google Docs), когда выравнивание идет криво и несколько слов распределяются с большими интервалами.

Шрифты

Целесообразно использовать до 3-х вариантов разных шрифтов. Не используйте шрифты Arial, Times New Roman, так как они устарели. Для основного текста не нужно использовать ни слишком модные, ни слишком старые, ни слишком оригинальные. По шрифтам лучше почитать отдельно, можно отдельные материалы (например, «ководство» Артемия Лебедева или в других местах — информации много). Я не эксперт в этом вопросе, моя логика следующая: 

  1. Шрифты без засечек для своих выводов (Calibri, Segoe UI Light, Calibri Light и т.п. не слишком устаревшие, но и не особо модерновые) и заголовков. Чтобы не путаться для заголовка и своего текста я использую один шрифт.
  2. Шрифт с засечками (Times New Roman, Courier New, например) я использую для фрагментов оригинального текста автора, так как они бывают большие, в несколько абзацев, а длинный текст проще читать с засечками. Хотя это не догма и для реферата особо шрифт с засечками не нужен, мне скорее больше нравится контраст, который создается использованием разных типов шрифтов для разного типа текста.

Типы шрифта для авторского текста и для цитаты:

Но если чувствуете неуверенность в этом вопросе, просто для всего текста используйте Calibri (шрифт MS Office по умолчанию), а для заголовков Verdana или Calibri Light. Также помним главное правило дизайна – воровать, что понравилось. Возьмите из какой-нибудь профессиональной и качественной работы.

Цвет шрифта

Для всего текста лучше использовать черный, лучше только черный, чтобы не попасть на безвкусицу. Если уверены в своем вкусе, понимаете логику выбора цветов, то дерзайте, но и тогда для реферата лучше ограничиться 3 цветами, чтобы не «пестрило».

Размер шрифта

Кегль основного текста — 11, размер текста, заголовков и цитат см. на примере таблицы в подразделе «Использование стилей».

Маркированные и нумерованные списки

  • Маркированные: где перечисление вещей одного порядка, без зависимости и последовательности.
  • Нумерованные: где перечисляются вещи, для которых есть зависимости, порядок (первый вначале, последний в конце; входящие в какую-то группу и т.п.)

Оформление цитат

Выделение полужирным я использовал для выделения ключевой фразы фрагмента, которая лучше передает суть (можно не читать весь остальной фрагмент). Впрочем, я не могу сказать, что это удачный ход, так как фрагмент имеет ценность целиком, иначе его не стоит приводить и надо позволить читателю самому найти самую суть фрагмента, выделив это в своем тексте, если совсем уж неявно. В целом, это не оптимальный прием, но может использоваться.

 

Также для своих будущих рефератов я буду использовать оформление отступов для цитаты, которое почерпнул в «Frames of Mind» Howard Gardner. Там для цитаты используется больший отступ по сравнения с авторским текстом как слева, так и справа, что гарантировано визуально отделяет текст.

 

Из-за специфики работы с документами, типа фрагментов, распознанных OCR, скопированных с html-страницы, pdf и пр. может сильно поехать формат, добавятся лишние переносы строк, пробелы, символы и т.п. Это все должно быть очищено и текст приведен к нормальному виду. В зависимости от степени владения программным обеспечением это может быть сложно и требовать много времени. Однако, подобные сложности и лень обесценят всю остальную работу.


 

Продолжение читайте здесь: «Как оформить реферат, чтобы форма не позорила содержание? Часть II».