Выполняется запрос
 

Как оформить реферат, чтобы форма не позорила содержание? Часть II.

Автор:
Горбунов Денис Александрович

Начало: «Как оформить реферат, чтобы форма не позорила содержание? Часть I».


 

Приемы оформления реферата (продолжение)

 

Панель навигации и содержание 

Я активно использую содержание в виде панели навигации Word, так как начинаю прочтение с содержания и в процессе прочтения использую активно.

Для своих работ я использую это, в том числе для перегруппировки материала, так как из панели навигации можно перетаскивать подразделы, перемещая их в другие разделы, меняя структуру документа и его логику за считанные секунды. Традиционно выделить подраздел, затем вырезать, затем вставить куда медленнее и чревато ошибками (можно по пути скопировать что-то и потерять что было скопировано раньше).

Работа с источником

У меня тут нет хорошего решения, так как устойчивой модели у меня пока нет:

  1. Некоторые рефераты я писал, размечая книгу перед этим, выбирая фактурные фрагменты. В таком режиме я работал над «Одноэтажной Америкой».
  2. Где-то быстро прочитывал книгу без разметки совсем и сразу же садился писать реферат, так как книга свежа в памяти. В таком режиме я работал над «Тейлором».
  3. Где-то я сразу же делал реферат при первой же читке.

В любом из вариантов у меня получается около трех прочтений книги. В целом же, вопрос, как работать с источником, не является фокусом этой статьи.

Таблицы

Что в MS Word, что в Google Docs оформление таблиц представлено достаточно слабо. Нет отдельных стилей для оформления таблиц, применив которые можно было бы избегнуть большого количества ручного труда.

Вот основные инструменты, которые я использую для оформления таблиц:

  1. Цветовая заливка для заголовка (первой строки).
  2. Перенос первой строки на следующую страницу.
  3. Запрет переноса других строк на следующую страницу. Исключение, если строка не помещается на страницу целиком (но и в этих случаях я уношу в примечания или типа того).
  4. Выравнивание по вертикали по верхнему краю, по горизонтали по ширине, редко по центру (для заголовков, например). Вы можете использовать и другой вариант, единственное правило, чтобы все таблицы были однотипны.
  5. Я не допускаю лишнего места из-за неоптимально обжатых ячеек. Для MS Word это не является проблемой и там можно поджать целиком таблицу, а вот в Google Docs формат слетает и иногда приходится поджимать руками.

 

Рисунки и схемы

Хороший тон, чтобы схемы были в одной стилистике, одной гамме и пр. Также, если есть возможность, то лучше бы иметь их одного размера. Это удобно сделать на вкладке «формат». Желательно подписать и пронумеровать все рисунки / скриншоты / схемы.

Канцелярит

Более подробно про канцелярит лучше почитать у первоисточника – Корнея Ивановича Чуковского (см. раздел «Ссылки»).

Ваш текст должен быть приближен к речи, которой вы говорите, следует избегать обилия терминов (вспоминаем «бритву Оккама»), сложносочиненных предложений. Впрочем, тут нет «серебряной пули» - для реферата, клиенты которого коллеги по кафедре, которые в теме и владеют терминологией, наоборот, лучше использовать максимально профессиональные термины. Но и впадать в другую крайность не следует, не надо использовать площадной лексикон, излишне упрощать текст.

Запрещенные в моей практике обороты: и т.д. Тут всегда достаточно последнего слова, а использование лишних слов – это словоблудие. Распространённой составляющей канцелярита является обилие существительных. Действие в русском языке выражается глаголом, поэтому где действие предполагается, стараемся использовать глаголы.

Дурной тон

Здесь собраны некоторые пункты, которые несмотря на то, что широко используются и даже есть в функционале офисных программ я считаю «западлом», так как есть более «свежие» инструменты, либо вообще не имеют смысла, являются ошибками и пр.

Пункт Пример Что плохого?
Больше одного пробела Неаккуратно
Пробел в начале абзаца Неаккуратно, цепляется глаз
Отступ слева для абзаца Это использовалось для отделения абзацев, когда функционал софта не позволял добавлять автоматически до начала / после конца абзаца произвольный интервал
Пустые строки Это опять же наследие до-офисного ПО, когда использовали пустую строку для выделения абзацев (кроме отступа слева). Сейчас через Enter — это дурной тон, так как есть более правильные и экономичные возможности.
Выделение полужирным В общем случае это не нужно, так как в реферате уже отобрано только критичное и тезисами, выводами, структурой подчеркнуто самое важное.
КАПСЛОК НЕ ОРИ НА МЕНЯ!!!!!!!!! Это воспринимается исключительно как агрессия. Хотя если есть вкус и нужно взбудоражить читателя, возможно это может помочь, но у меня нет примеров, где бы это требовалось. 
Восклицательные знаки!!!
Многоточие Многоточие по умолчанию – это какая-то недосказанность, пауза и т.п. Я не могу сходу найти место в нехудожественной, а профессиональной литературе этому знаку.
Много скобок   Если не критично, то лучше убрать совсем. Если критично, то лучше без скобок, чтобы в спешке читатель не прошел мимо. В последнее время замечаю, что критично как раз часто пишут в скобках. В целом, больше двух пар скобок на страницу обычно ошибка, надо проверять себя.
Пробел перед точкой Так просто нельзя.
Смайлы и прочие emoji — А смайлик — это визуальный дезодорант. Его обычно ставят, когда юзеру кажется, что от него плохо пахнет. И он хочет гарантированно пахнуть хорошо.
Empire V, Виктор Пелевин
Реферат / доклад / статья не нуждаются в дополнительных эмоциональных акцентах, так как обмен эмоциями там не предполагается как цель.
Словоблудие «в случаях, когда», «в случае, если», «для того, чтобы», «в ситуации, когда», «там, где» Всегда (я проверял) достаточно последнего слова. Использование лишних слов – грех, так как отвлекает внимание Клиента и требует дополнительных затрат и Клиента и Автора.

 

Tips&Tricks aka «Примочки»

В этом подразделе буду перечислять действия, которые не попали в другие, являются простыми и при этом полезными.

  1. Для вставки нескольких рисунков, или рисунка и текста рядом я часто использую таблицу с невидимыми границами.
  2. Для поджатия рисунков использовать вкладку «формат», группу «размер» в MS Word (аналог есть в Google Docs). Там уже можно задать размер, это обычно удобней действий, которые можно сделать с помощью мыши.
  3. Spell check / проверка правописания. Любое текст перед отправкой полезно прогонять через автоматическую проверку правописания. И если у Вас была 5 по русскому, и вы пишите без ошибок, то тоже.

Ссылки

Это пока мое слабое место, так как для реферата часто нет под рукой книги, или pdf с оригинала с нумерацией страниц из бумажной книги. Только для реферата по Ф. Тейлору я нормально оформил ссылки.

Ссылки на точные номера страниц предлагаю оформлять в виде концевых ссылок (endnote). Полезно снабжать каждый пример отдельным заголовком с номером, чтобы потом проще было обсуждать, если обсуждение предполагается.

 

Ссылки: рекомендую к ознакомлению

  1. Корней Чуковский, «Живой как жизнь»
  2. Online-курс «Как читать умные книги?»
  3. Реферат по книге «Научная организация труда» Ф. Тейлора
  4. Реферат по книге «Психология влияния» Р. Чалдини
  5. Реферат по книге «Черный лебедь» Н. Талеба
  6. Реферат по книге «Одноэтажная Америка» И. Ильфа и Е. Петрова

 

Backlog

1.  Расширить приемами над смыслом (а не оформлением).

2. «Вкалывают роботы, а не человек».

Большинство указанных здесь вещей вполне поддаются автоматизации. Большинство указанных здесь вещей применимы не только к рефератам, а к любым документам 3-50 страниц, включая ТЗ, договоры, регламенты и пр. Я даже создавал задание на разработку программы, которая бы решила это для word-файлов (на базе VBA), но что-то не срослось пока. Если кому интересен грант 100-150$ и кто готов поработать на благо общества (будет в свободном доступе), то обращайтесь denisgorbunvmsc@gmail.com

3. Добавить фрагменты из первоисточников, ссылки на них.

Добавить отрывки про шрифты и оформление абзацев из книги про шрифты и оформления статей/рекламы. Выбрать фактурные фрагменты из главы «Канцелярит» книги «Живой как жизнь» К. Чуковского. Также нужно добавить лучшие короткие обучающие ролики как использовать стили, плюс как ставить и использовать стилевой add-on Google Docs.

4. Поиск фактурных примеров рефератов и не только для типовых ошибок.

Можно проанализировать рефераты МКАР на типовые ошибки в оформлении, можно подобрать примеров из собственной практики (в т.ч. договоры, документация).

5. Другие форматы.

Video-ролик, топ 10+/-, доклад, онлайн-трансляция с примерами.

6. Video-иллюстрации для всех примеров и сквозной пример.

Можно записать короткие gif для отдельных функций MS Word/Google Docs. Также имеет смысл сделать из плохо оформленного реферата хороший, пройдя все пункты статьи.

7. Как делать реферат за 8 часов, включая 400-500 страниц прочитанного текста?

8. Описать в ссылке, как правильно ссылать на www-ресурсы.

9. Заполнить «задачник».

10. Сводные таблицы и т.п. инструменты