Выполняется запрос

Накопление опыта волевого поведения

Автор:
Рыжачков Анатолий Александрович

«Для того, чтобы формировать то или иное волевое свойство личности, надо знать, что, с-одной стороны, в него входит определенный мотив, обеспечивающий положительное отношение человека к желательной форме поведения, с другой — усвоение соответствующих способов поведения. Так, например, чтобы сформировать дисциплинированность как качество личности, надо добиться хотения человека быть дисциплинированным и умения дисциплинированно вести себя.

Для воспитания сильной воли требуется создание такой системы средств, которая с необходимостью обеспечила бы: 1) постоянное поддержание и развитие мотивов, нужных для тех или иных волевых качеств; 2) постоянное упражнение и самоупражнение личности в волевом поведении в соответствии с действующими мотивами.

Воля человека формируется не «взрывом», не рассуждениями, не каким-то одним сверхэффективным средством и даже не суммой искусственно созданных, специально надуманных упражнений (как ошибочно полагают иногда воспитатели и воспитуемые) 27. Она крепнет и закаляется в активной деятельности человека, в повседневном преодолении больших и малых трудностей, в систематических больших и малых победах над собой. Именно в системе таких побед и накапливается опыт волевого поведения, создается и закаляется волевой каркас характера. Как отсутствие физических тренировок приводит к одряхлению мышц, так и отсутствие тренировок духовных приводит к ослаблению воли.

Итак, необходима такая организация всего уклада жизни в колониях, которая бы постоянно и в различных сферах деятельности и быта создавала определенные трудности, побуждала бы преодолевать их и тем самым упражняла бы человека в волевых поступках. Для этого необходимо использовать все средства исправления и перевоспитания.

Прежде всего тренирует и закаляет волю режим, устанавливающий многочисленные и разнообразные правила поведения и обязывающий заключенных точно следовать им. Чтобы не нарушить требований режима, заключенному приходится не только держать их в памяти, но и. соблюдать, подчиняться им, строить свою деятельность, исходя из этих правил. Таким образом, режим приучает заключенных управлять своим поведением в условиях лишения свободы. Вместе с тем четкий распорядок дня (время подъема и отбоя, туалета и физзарядки, принятия пищи, развода на работу и т. д.), высокая организованность жизни и быта непосредственно приучают заключенного к совершению волевых поступков, дисциплинируют его, вырабатывают качества, необходимые и в жизни на свободе (исполнительность, точность, аккуратность, настойчивость, решительность и т. п.). Важно психологически наиболее эффективно использовать режим для воздействия на волю заключенного 28.

Велика роль труда в исправлении и перевоспитании воли у заключенных. Для добросовестного выполнения производственного задания требуется волевое напряжение, человеку постоянно приходится делать в процессе труда длительные волевые усилия, что не только благоприятствует формированию чисто волевых качеств (например, настойчивости, энергичности, целеустремленности, самостоятельности, дисциплинированности), но и формирует внимательность, сообразительность, находчивость, воспитывает профессиональные привычки, без чего воля человека не может быть полноценной. В коллективном труде на благо Родины у заключенных формируется рабочая гордость, чувство коллективизма, чувство гражданского долга, являющиеся важнейшими мотивами волевых поступков человека.

От воспитателя требуется умение правильно организовать труд заключенных. Следует помнить, что только научно организованный труд в коллективе, имеющий общественно полезное значение, умело стимулируемый, соединенный с политическим и нравственным воспитанием, может обеспечить эффективность процесса исправления и перевоспитания воли у заключенных29. Особенно важно всячески подчеркивать, что длительное усердие, проявляемое в труде, возмещение ущерба, нанесенного обществу, досрочное погашение исков являются поступками, требующими волевых усилий и самоограничений, а уклонение от производственной деятельности, обман воспитателей в корыстных целях (например, передача своей выработки другим лицам с целью избежать вычетов) ничего общего не имеют с волевой закалкой личности; уклонение от трудностей еще больше развращает человека, деморализует его волю.

Способствует воспитанию и перевоспитанию воли участие заключенных в общеобразовательном и профессионально-техническом обучении. С полной отдачей трудиться на производстве, участвовать в общественной деятельности и одновременно учиться, повышать свою квалификацию может действительно волевой человек. Для воспитания силы воли особое значение имеет приучение человека старательно усваивать материал, не вызывающий интереса, но необходимый в жизни и практической деятельности. В этом случае происходит активизация преднамеренных познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления), и развитие воли осуществляется как бы через них и внутри них. Воспитательное воздействие обучения на осужденных зависит от четкой организации учебного процесса в соответствии с дидактическими принципами, гибкого использования форм и методов обучения, от условий, в которых оно осуществляется. Весьма полезно для воспитания воли развитие широких устойчивых мотивов учения (приобрести знания, подготовиться к трудовой жизни на свободе, повысить квалификацию с целью приобщения к честной трудовой жизни) , которые придавали бы смысл всей учебе осужденного в местах заключения. Исследования показывают, что действенность мотивации усиливается в том случае, если широкие мотивы учения дополняются узкими мотивами, мотивами-стимулами, чтобы заключенный стремился быть передовиком учебы, стыдился получить замечание воспитателя, не допускал бы неудовлетворительных отметок. Вместе с тем на развитии воли заключенного отрицательно отражается использование учебы только как' средства достижения корыстной цели — прослыть исправившимся и во чтобы то ни стало добиться освобождения.

Велика роль коллектива в воспитании воли заключенных. Живя, трудясь и учась в коллективе, человек формирует умение сообразовывать свои действия и поступки с действиями и поступками других, подчинять свои интересы интересам большинства, считаться с общественным мнением, нормами общежития, участвовать в достижении коллективных целей производственной деятельности. Максимальным воспитательным воздействием обладает тот коллектив, в котором каждый человек чувствует себя в фокусе общественного мнения.

Используя коллектив в волевой закалке заключенных, следует иметь в виду, что в нем или в отдельных его группах не исключены случаи целевых устремлений, основанных на ложных нравственных ценностях. Такие коллективы и группы вооружают личность ложными критериями поступков и поведения.

Воспитательной силой коллектива надо уметь пользоваться. Бывают еще, к сожалению, и нередко случаи, когда коллектив или группа предъявляют к отдельной личности необоснованные и несправедливые требования, и человек подчиняется им иногда вопреки своему внутреннему несогласию по принципу «лучше не связываться, чтобы не быть виноватым». Все это порождает приспособленчество к требованиям коллектива, оцениваемое личностью как неизбежное зло. В конечном итоге это может привести к ослаблению воли заключенного.

Не лучше обстоит дело, когда коллектив требует, а личность всегда и охотно со всеми требованиями соглашаться, легко отказываясь от своих убеждений. Чрезвычайная податливость человека коллективному влиянию (конформность) размагничивает человека, делает его легко внушаемым. Человек не пытается сам проанализировать ситуацию, а поступает по принципу «как все, так и я. Коллективу виднее». Такой Человек сегодня идет на воскресник потому, что идут все, а завтра пьет потому, что пьют все, бьет ни в чем не повинного человека потому, что все бьют. Конформизм означает освобождение человека от своих собственных убеждений, от необходимости самостоятельно мыслить и принимать решения, иметь свою нравственную позицию, свое мнение. Конформизм — оправдание безответственного поведения человека. Особенно опасно явление конформизма в тех колониях, где коллектива как такового еще нет, где сложились и действуют отрицательные группы и группировки. Принципом «как все. Коллективу виднее» прикрываются здесь вожаки этих групп, насаждая жестокость, не знающую чувства товарищества и подлинного коллективизма, сердечной привязанности, простого человеческого участия. Необходимо приучать заключенных, если они действительно правы, отстаивать свои убеждения и не бояться вступать в конфликт с коллективом.

Отрицательно сказывается на воспитании воли и формировании волевых качеств и попытка поставить отдельных людей в коллективе заключенных в привилегированное положение. Это касается председателей совета коллектива, активистов, бригадиров и т. д. Их исключительное положение в коллективе приводит к тому, что некоторые из них, не обладая самокритичностью, зазнаются, начинают вести себя высокомерно, самовлюбленно, оценивая все свои поступки как всегда правильные, непогрешимые, а поведение других всегда ошибочным.

С учетом взаимодействия личности и коллектива следует создавать в местах лишения свободы систему трудностей, преодоление которых воздействует на волю заключенного, тренирует ее. Жизнь показывает, что такая система трудностей создается при соблюдении следующих условий: 1) постоянного и постепенного наращивания и усложнения трудностей до предела возможностей личности заключенного; 2) посильности трудностей; 3) разнообразного, разностороннего характера трудностей; 4) непрерывности и длительности их воздействия на человека.

Как уже отмечалось, существенным моментом волевого акта является волевое усилие. Оно может протекать только под влиянием нарастающих трудностей. Суждено ли ему перестроиться, превратиться в состояние волевого напряжения (напряженности), во многом зависит от эмоций, которые при этом возникают. Когда трудности предельны, но посильны, тогда волевое усилие сопровождают положительные эмоции. Посильность порождает успешность деятельности. Успешность в свою очередь порождает уверенность в себе и своих силах, стенические эмоции, эмоциональный подъем, положительное отношение к труду, режиму, коллективу. Все это психологически мобилизует личность на преодоление новых, еще более значительных трудностей. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет только от постепенно усиливающейся деятельности. Чрезмерными требованиями можно надорвать и волю и мускулы и остановить их развитие; но не давая им упражнения, вы непременно будете иметь и слабые мускулы и слабую волю».

В тех случаях, когда волевое усилие сопровождается положительными эмоциями и состояниями (удовлетворением достигнутым, уверенностью в своих силах, осознанием полезности и значимости сделанного, чувством собственной гордости и собственного достоинства), оно переходит в состояние волевого напряжения, напряженности. Состояние это с течением времени становится привычным, побуждающим преодолевать сопротивление среды, а привычка превращается в качество воли, в черту характера.

Конечно, переход от волевого усилия к состоянию длительного волевого напряжения, к привычке преодолевать сопротивление внешних и внутренних трудностей, называемый накапливанием опыта волевого поведения, не является следствием одноактного волевого действия. Он — результат длительных, систематически повторяющихся упражнений в преодолении самых разнообразных (умственных, нравственных, физических) трудностей. Жизнь и труд в ИТУ позволяют с достаточной полнотой разнообразить трудности для заключенных. Важно уметь использовать эти трудности.

В использовании трудностей, как и во всей работе с заключенными, необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных возрастных, физических и психических возможностей. Ибо один заключенный руководствуется дальними, другой лишь ближними целями, а третий вообще не ставит перед собой никаких целей, у четвертого — цели отрицательные, противоречащие интересам общества. Значит, одному надо показать реальность дальних целей, связать их с сегодняшним днем, другому надо помочь выработать далекие цели, которые определяли бы поведение человека как в местах заключения, так и на свободе, ибо «человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый».

При воспитании и перевоспитании воли следует учитывать возрастные особенности правонарушителей. Это касается прежде всего личности несовершеннолетнего правонарушителя.

При воспитании воли у подростков (11—15 лет) следует учитывать особенности этого переходного возраста от детства к юношеству: стремление к самостоятельности, особую склонность ставить все под сомнение, некритическое подражание, болезненное самолюбие и обидчивость; острую реакцию на оценки их поступков; некоторую неустойчивость и разбросанность интересов; повышенную возбудимость; неустойчивость складывающихся убеждений и формируемых волевых качеств.

При воспитании воли у правонарушителей юношеского возраста (15—18) следует учитывать, что черты их характера, убеждения и волевые качества не достаточно устойчивы; вместе с тем у них нередко наблюдаются импульсивность, противоречивость мотивов поведения. Это связано с тягой к необычному, к романтике. Поэтому юноши нередко превратно понимают общественный долг, товарищество и дружбу и могут быть сильно привержены к воровским традициям. Несовершеннолетние правонарушители зачастую неправильно понимают сущность воли, неверно оценивают волевые качества (бравада выдается ими за смелость, проступок за героический поступок); погоня за внешнеэффективными средствами «самотренировки» воли, стремление с одного раза стать волевым человеком; выбор в качестве идеала личности с сильной, но отрицательно направленной волей. Все это требует от воспитателей особо чуткого подхода к несовершеннолетним:

— умения правильно управлять их склонностью к внешнему подражанию, широко пропагандируя действительные образцы для подражания — наши коммунистические идеалы;

— умения переключать их энергию, стремления и разнообразные интересы на совершение полезных и трудных дел, закаляющих волевые качества;

— предоставления им полной самостоятельности в сочетании с повседневным и незаметным контролем за их действиями и поступками;

— готовности в любой момент быстро и правильно отреагировать на встретившееся открытое сопротивление несовершеннолетнего педагогическому воздействию;

— постоянной работы по разоблачению воровских законов и традиций, умения тактично развенчивать ложный героизм и браваду, идеалы преступного мира;

— широкого использования косвенных методов воздействия на волевую сферу несовершеннолетнего, осторожного применения так называемых «лобовых атак»;

— предупреждения или пресечения вредного воздействия на несовершеннолетних со стороны рецидивистов и так называемых авторитетов.

В индивидуальной работе, направленной на формирование волевых качеств у взрослых, особого внимания требуют те заключенные, которые не имеют твердых целей и жизненных установок. «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, — гласит пословица, — для него ни один ветер не будет попутным». Случается и так, что для таких людей оказывается попутным «ветер», который ведет их в болото преступной жизни. У заключенного, имеющего отрицательные цели жизни, необходимо добиться переориентации его.

Задача воспитателя — вовремя заметить все эти особенности, разобраться в целях человека и, если нужно, изменить их. В этом — одна из важных задач индивидуальной работы с заключенными.

Особенности людей, как уже отмечалось, могут проявляться и в протекании волевого акта, и в волевых состояниях, и в качествах воли заключенных. Все их необходимо глубоко знать, чтобы постоянно создавать в жизни, труде, в отношениях заключенных ситуации с такими трудностями, преодоление которых неизбежно вызовет у них проявления, необходимые для формирования недостающих или слаборазвитых качеств. Несмелому, к примеру, поручить сделать доклад на собрании, легковнушаемому — ответственную и самостоятельную работу, нецелеустремленному и порывистому — такое задание, которое требует постоянных, систематических, длительных усилий, и т. д.

Не следует забывать об опоре на положительные качества в преодолении отрицательных психологических образований. «Кто хочет исправить недостатки человека, — отмечал С. Л. Рубинштейн, — должен искать и его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключенных в нем сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нем самом». Так, у несмелого потенциальным положительным качеством может оказаться самокритичность или скромность, у легковнушаемого — исполнительность, у порывистого — энергичность и т. д.

Большое значение поэтому имеет постоянное и дифференцированное стимулирование, побуждение заключенных к преодолению трудностей: своевременным советом, требованием или словом одобрения, похвалы; приказом и популяризацией сделанного, поощрением или укором, а порой и принуждением. Стимулирует развитие воли доверие, умелое подчеркивание значения тех или иных качеств в жизни, преодоления трудностей, а также правильная организация трудового соревнования.

Особенно действенным стимулятором является доверие. Вот характерный пример. Способному, но недостаточно целеустремленному и настойчивому заключенному поручили организовать художественную самодеятельность. Вначале он горячо взялся за дело, но затем начал остывать. Укоры и убеждения не оказывали должного воздействия. Слова же начальника отряда «А я надеялся на Вас, как на себя!» вновь заставили его взяться за дело и довести до конца.

Побуждают заключенного проявить волевое усилие требования, которые могут быть выражены в виде напоминания, указания, приказания. Требование должно быть выполнимо и доведено до логического конца, то есть до поступка. Оценивая роль требований в воспитательной работе, А. С. Макаренко подчеркивал: «...Там, где вы должны потребовать, вы никаких теорий не должны разводить, а должны требовать и добиваться выполнения ваших требований».

Важным стимулом должна быть своевременная и справедливая общественная оценка волевых усилий. Воспитатель или коллектив, положительно оценивая поступок заключенного, тем самым стимулируют его повторение. Поощрение закрепляет достигнутые успехи и способствует проявлению нового усилия при преодолении трудностей. Следует помнить, что только заслуженное поощрение и справедливое взыскание выполняют роль стимула, а незаслуженное поощрение и несправедливое взыскание снижают волевое усилие, размагничивают как отдельных заключенных, так и целые коллективы.

В формировании у заключенных высоких волевных качеств нельзя переоценить их стремление к самовоспитанию. Самовоспитание начинается с самопознания. Поэтому важно помочь заключенным увидеть свои отрицательные качества, посмотреть на себя как бы со стороны. Важное значение имеет вся обстановка жизни в коллективе заключенных, общественное мнение, побуждающие людей заниматься самовоспитанием воли. Следует научить заключенных методам самовоспитания, таким, как самоубеждение, самотренировка, самостимулирование волевого усилия (самоприказ, самонаказание, самопоощрение). Надо уметь руководить самовоспитанием заключенных, направлять его. Рекомендуется побуждать заключенных вырабатывать определенные правила, которые облегчали бы совершение волевых действий. Многие из таких правил закрепились в пословицах и поговорках, отражающих народную мудрость, например: «Поспешишь — людей насмешишь», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Семь раз отмерь, один — отрежь», «Доводи всякое начатое дело> до конца», «Не дал слово — крепись, а давши — держись».

Важным условием самовоспитания воли является формирование привычки оценивать свои действия, осознавать их последствия. Критическое отношение к своим поступкам, требовательность к себе — один из характерных признаков волевого человека.

Заключая, следует отметить, что центральными вопросами воспитания и перевоспитания воли у осужденных являются:

1) реальность и общественная ценность желаний и мотивов, побуждающих их к деятельности и поступкам;

2) организация условий жизни (системы в преодолении трудностей), позволяющих накапливать опыт волевого поведения;

3) достижимость поставленных целей, порождающая уверенность в успехе, но не настолько легкая, чтобы породить благодушие;

4) систематическое выполнение принятых самим заключенным решений с обязательным отчетом за их выполнение перед коллективом (воспитателем) и самоотчетом;

5) способность воспитателей умело стимулировать поступки заключенных и мобилизовать их на преодоление трудностей и препятствий, стоящих на пути к общественно полезной цели».

Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Воля и ее воспитание у заключенных. – М.: научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1969. – стр. 38-46