Выполняется запрос

Нововведения: требования и условия по Питеру Друкеру

Автор:
Романов Александр Олегович

«Особенности нововведений, основанных на новых знаниях, определяют конкретные требования их проведения. Они специфичны и отличаются от требований, которые нужно соблюдать при проведении инновационных мероприятий других видов.

1. Нововведения, основанные на новых знаниях, требуют тщательного анализа всех необходимых факторов, будь то собственно научно-технические знания или факиры социального, экономического или перцепционного значения. В ходе этого анализа выявляются недостающие факторы и определяется возможность их продуцирования с тем, чтобы решить, насколько реально в данный момент проведение инновационного мероприятия.

Для иллюстрации этого положения опять же лучше всего подходит пример братьев Райт. Они начали с того, что выявили, какие именно знания необходимы для создания самолета, который должен быть оборудован мотором и управляться человеком. Затем, пользуясь имеющейся информацией, они приступили к разработке всех составляющих элементов этих знаний. Полученные результаты проверялись сначала теоретически, а затем проходили практическое апробирование в аэродинамической трубе и пробных полетах. В результате всех экспериментов они получили математические данные, необходимые для конструирования элерона, нахождения оптимальной формы крыльев и т. д. Без тщательного и всестороннего анализа нельзя обойтись и при реализации инновационной идеи нетехнологического характера. Ни Дж. П. Морган, ни Георг Сименс не имели своих публикаций, и в этом отношении Шибусава был новатором. Его решению оставить блестящую карьеру правительственного чиновника и начать заниматься банковским делом предшествовал глубокий анализ как уже имеющихся знаний, так и тех, которые нужно было иметь. Таким же образом поступил Джозеф Пулицер, который, «инвентаризировав» условия, необходимые для выпуска современной газеты, пришел к выводу о важности рекламы, чего не удалось сделать его предшественникам. Широко воспользовавшись рекламой, Пулицер достиг огромных успехов в газетном бизнесе.

Если мне будет позволительно вставить несколько слов о себе, то могу сказать, что мои достижения в области развития теории и практики управления тоже были основаны на аналитической работе, проведенной мной в начале сороковых годов. Многие необходимые компоненты знаний были уже достаточно известны: была уже разработана, например, теория организации, многое было известно об управлении как процессом работы, так и самими людьми. Мой анализ показал, что все эти элементы разобщены, разбросаны по самым разным дисциплинам. Но самое главное, анализ позволил мне выявить важнейшие недостающие знания: цель бизнеса; понимание функций и структуры высшего управленческого звена; то, что мы сейчас называем «деловой политикой» и «стратегией), задачи и т. д. Тогда же у меня сложилось впечатление что все недостающие знания могут быть приобретены. Короче говоря, без предварительного анализа мне бы никогда не удалось определить, какие знания уже есть в моем распоряжении, а какие еще предстоит получить.

Попытка провести инновационное мероприятие без предварительного анализа имеющихся возможностей ни к чему хорошему привести не может.

Чаще всего получается так, что попытка нововведения вообще заканчивается неудачей (именно так, например, произошло с Сэмюэлем Лэнгли) либо новатору не достаются плоды его труда и единственное, что ему удается сделать,— это создать благоприятную возможность для кого-то другого.

Особенно поучительна в этом отношении история многих британских нововведений, в основе которых лежали новые знания.

Начнем с того, что именно в Англии был получен комплекс пенициллинов, которые образуются многими видами плесневых грибов, и была открыта антимикробная активность пенициллина, но на промышленную основу выпуск этого лекарства был поставлен в Соединенных Штатах. Британские ученые безукоризненно провели собственно научно-исследовательскую часть работы. Они вывели полезное вещество и точно указали область его использования. Но упустили из виду, что возможность промышленного вещества является критическим фактором знаний и, следовательно, важнейшим фактором реализации открытия. Они вполне могли разработать технологию ферментации, но даже не попытались этого сделать. В результате это сделали другие. Небольшая американская компания Пфайзер активно включилась в исследование и разработку ферментационных процессов и вскоре стала лидирующим изготовителем пенициллина.

Англии принадлежит пальма первенства в проектировании и постройке первого реактивного пассажирского самолета. Но компания Де хавилланд не провела необходимый для таких случаев анализ и поэтому не смогла идентифицировать два ключевых фактора. Одним из них была конфигурация, т. е. сочетание размера и полезной загрузки, благодаря которому новый самолет мог принести максимальные выгоды авиалиниям. Второй фактор был совсем уже из второстепенной, по сравнению с самим изобретением, области: компания не знала, как помочь авиалиниям заказать такой дорогостоящий самолет. Здесь опять-таки то, чего не смогли сделать англичане, сделали американцы. Компании Боинг и Дуглас приобрели права на выпуск этого реактивного пассажирского лайнера, и об их успехах говорить не приходится. Что же касается британской компании Де хавилланд, то ее просто давно не существует.

Несмотря на то, что необходимость проводить анализ факторов реализации нововведения представляется весьма очевидной, новаторы прибегают к нему крайне редко.

Ученые и инженеры противятся такому анализу потому, что излишне уверены в своих знаниях. Этим объясняются многие парадоксальные факты, когда проводниками нововведений, основанных на новых знаниях, являются не ученые или инженеры, а люди, казалось бы чуждые науке и технике. Достаточно вспомнить, что компания Дженерал электрик является в значительной степени детищем финансиста. Именно он разработал стратегию (см. главу 19), благодаря которой компания стала лидирующим в мире поставщиком крупных паровых турбин, а затем и электрооборудования. Точно так же неспециалисты Томас Уотсон-старший и Томас Уотсон-младший превратили компанию ИБМ в лидера электронной промышленности. Компания Дюпон тоже во многом обязана находчивости и дальновидности людей, непосредственно не связанных с научно-техническими исследованиями. Анализ факторов, необходимых для успешной практической реализации изобретения нейлона, был проведен здесь не химиками-разработчиками, а коммерческо-управленческими работниками. Компания Боинг стала лидирующим поставщиком пассажирских реактивных авиалайнеров под руководством специалистов маркетинга, которые хорошо разбирались в потребностях авиалиний и пассажиров.

Подобное положение дел, однако, отнюдь не является чем-то вроде объективного закона. Все зависит от желания и самодисциплины. Можно назвать целый ряд ученых и инженеров — и прежде всего Эдисона, — которые, обладая завидной внутренней организацией, сумели четко классифицировать все элементы, необходимые для успешного проведения инновационных мероприятий, основанных на новых знаниях.

2. Второе условие, без которого невозможна успешная реализация нововведения рассматриваемого типа, — это ясное понимание преследуемой цели или, другими словами, четкая стратегическая ориентация. Научно-технические, как, впрочем, и все остальные новшества, нельзя вводить на ощупь. Тот факт, что само внедрение нововведения служит возмутителем спокойствия и задаст активности в данной области, накладывает на новатора серьезные обязательства: с самого начала он должен выбрать верное направление. Второго шанса, скорее всего может и не быть. Во всех других видах нововведений ситуация может быть несколько иной, т.е. новатор, преуспев в своем начинании, может достаточно длительное время оставаться в гордом одиночестве и спокойно доводить начатое дело до конца. Характер нововведений, основанных на новых знаниях, таков, что их инициаторы почти сразу собственным затылком начинают ощущать дыхание конкурентов. Если эти новаторы спотыкнутся хотя бы раз, то их немедленно опередят.

Существуют три основные тактики реализации инновационных решений, в основе которых лежат новые знания. Первая, которой придерживался Эдвин Лэнд, сконструировав новый фотоаппарат «Полароид»: разработка комплексной системы, которая должна занять доминирующее положение в данной области. Этой же тактики придерживалась компания ИБМ в ранние годы своего существования, когда ее руководители решили не распродавать компьютеры, а сдавать их в аренду пользователям. Компания снабжала их имеющимся на данный момент программным обеспечением, программами, руководством для программистов по языку машины, инструкциями по пользованию, а также оказывала им услуги по обслуживанию оборудования. Пользуясь аналогичной тактикой, компания Дженерсш электрик в начале нынешнего столетия сумела стать лидером по производству крупных паровых турбин.

Вторая тактика — жесткая рыночная привязка вновь созданного продукта. Иными словами, разработка нововведения, основанного на новых знаниях, подкрепляется созданием «своего» рынка. Для иллюстрации приведем пример из деятельности компании Дюпон того периода, когда был разработан новый синтетический материал — нейлон. Любопытно, что компания не «продавала» собственно нейлон. Вместо этого она создала потребительский рынок женского белья и чулочных изделий, в которых широко использовался этот материал; параллельно был создан рынок автомобильных шин из нейлона и ряд других рынков. Создав таким образом новый спрос, компании не составило больших трудов наладить сбыт своего материала предприятиям по выпуску готовых изделий. К этой же тактике прибегла компания, выпускающая изделия из алюминия: как только Чарльз М.Холл в 1888 г. разработал процесс выплавки алюминия, эта компания начала создать новый рынок товаров — сковородок, чайников и других изделий. При этом постаралась сделать все возможное для удовлетворения его потребностей. Фактически компания сформировала свой собственный рынок, что делало почти невозможной потенциальную конкуренцию.

Третья тактика — занятие стратегической позиции, концентрация усилий на ключевой функции. Благодаря чему новатор может остаться неуязвимым ко всем конвульсиям, характерным для ранней ступени развития отрасли, в основе которой лежат новые знания? Существует несколько вариантов ответов на этот вопрос. Компания Пфайзер, например, все свои усилия сосредоточила на ферментационном процессе и тем самым вырвалась в лидеры по производству пенициллина и уже длительное время не сдает своих позиций. Компания Боинг ориентировалась на создание новых рынков, т.е. стремилась удовлетворить потребности авиалиний и пассажиров. Эта политика помогла компании стать непоколебимым флагманом пассажирского авиастроения. Несмотря на все потрясения, происходящие в настоящее время в электронной промышленности, несколько лидирующих производителей ключевого компонента ЭВМ — полупроводников — в состоянии удерживать свое положение фактически вне зависимости от судьбы отдельных компаний, выпускающих ЭВМ. Хорошим примером может служить компания Интел.

В пределах одной отрасли новаторы, продвигающие свои инновационные решения, в основе которых лежат новые знания, зачастую, пользуются какой-нибудь одной из вышеперечисленных альтернатив, исходя при этом из своих собственных соображений. Если компания Дюпон, например, решила пойти по пути создания новых рынков, ее ближайший конкурент, компания Доу кемикл, счел возможным пытаться занять ключевую позицию в каждом отдельном сегменте рынка. Можно вспомнить, как сотню лет назад Дж.П. Морган избрал для себя функциональный подход. Его банк стал как бы каналом, проводящим европейские инвестиции в американскую промышленность (следует учесть также, что страна в то время испытывала недостаток капитала). В это же время Георг Сименс в Германии и Эичии Шибусава в Японии сделали ставку на системный подход.

Примером целевого подхода к нововведению может служить изобретательская деятельность Томаса Эдисона. Надо сказать, что Эдисон не был единственным ученым, разрабатывавшим идею лампочки накаливания. Одновременно с ним этим занимался английский физик Джозеф Свон. В техническом отношении лампочка Свона была настолько лучше, что Эдисон счел возможным выкупить его патент, чтобы затем использовать на своей фабрике. Заслуга Эдисона состоит в том, что он не только продумал все технические требования, но и разработал четкую целевую концепцию. Он исходил из того, что его лампочка накаливания должна иметь широкое практическое применение, быть неотъемлемым звеном в системе энергоснабжения. Иными словами, эта лампочка, по его замыслу, должна была находиться у потребителей и быть способной питаться от электроэнергии, вырабатываемой электростанцией.

Именно с этой целью Эдисон продумал все составляющие лампочки накаливания: патрон, цоколь с винтовой нарезкой, предохранитель с плавкими вставками, угольную нить и т.д.,— т.е. использовал системный подход.

Свон изобрел новый продукт, а Эдисон — новую отрасль. Он уже занимался проблемами производства и передачи электроэнергии, а Свон все еще рассуждал о том, кто бы мог заинтересоваться его технической новинкой.

Задача новатора — четко определить конечные цели. Использование каждой из вышеописанных тактик несет в себе значительный элемент риска. Но лучше выбрать какую-нибудь определенную, пусть связанную с риском, тактику, чем не иметь вообще никакой, придерживаться половинчатых решений или пытаться применить одновременно две тактики. Иными словами, неопределенность может привести только к неудаче.

3. Каждый новатор, а особенно тот, чьи нововведения связаны с новыми научно-техническими достижениями, должен использовать в своей деятельности элементы предпринимательского управления (см. также главу 15). Как показывает практика, оно имеет особую важность при проведении инноваций, основанных именно на новых знаниях. Такие нововведения несут высокую степень риска, и это накладывает дополнительную ответственность на новаторов. Они должны обладать финансовой и управленческой гибкостью, быть постоянно нацеленными на рынок и руководствоваться соображениями рыночной конъюнктуры.

На практике же получается так, что предприятия, проводящие инновационную политику, основанную на новых научно-технических знаниях, не пользуются в достаточной мере принципами предпринимательского управления. По большому счету за высокий процент неудач отраслей, в которых используются новые знания, несут ответственность сами предприниматели, ставящие во главу угла научно-технические достижения. Такие предприниматели с пренебрежением относятся ко всему, что не относится к «передовым знаниям», и смотрят сверху вниз на всех, кто не является специалистом в данной области. Они склонны до абсурда преувеличивать чисто технологическую сторону нововведений. Многие из них искренне считают, что основным критерием деятельности или того, что теперь называется «качеством», является техническое усложнение, а не то, что представляет «ценность» для потребителей. В этом отношении такие предприниматели ближе к изобретателям прошлого века, чем к современным бизнесменам.

В настоящее время многие компании на примере своей деятельности могут показать, что правильно выбранная политика предпринимательского управления способствует снижению риска при реализации инновационной идеи, в основе которой лежат новые знания, в том числе из области высоких технологий. В качестве конкретных примеров можно назвать такие компании, как швейцарская фармацевтическая компания Хоффман—Ларош, компания Хьюлетт-Паккард и Интел. Именно потому, что нововведениям, основанным на новых знаниях, внутренне присущ высокий риск, огромную важность приобретают методы предпринимательского управления».

Питер Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: Book chamber international, 1992. – стр. 154-161